Мурыгина Ирина Васильевна
Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность в экологическом воспитании
в системе «ДОУ — начальная школа»
Мурыгина И. В., Царькова В. И.
МБДОУ д/с №4 г. Арзамаса
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание дошкольника и младшего школьника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Первичные впечатления малыша очень глубоки, поэтому грамотное отношение к природе обусловит правильное отношение к жизни как таковой. Опорой в дошкольном и школьном формировании ребёнка должна стать природа. Она дает множество возможностей, чтобы показать ребенку пример бережного отношения к животным и растениям.
Педагог, закладывая основы осознанного отношения к природе, воспитывает ценностное отношение к жизни. Итак, экологическое воспитание и образование предполагают ознакомление детей с основами экологических знаний, умением ориентироваться в окружающей действительности, желанием оберегать все живое и неживое. Знакомство с основами экологического воспитания начинается в детском саду и продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачу, соответствующую возрастным особенностям школьников методику. Главное – обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, оно должно учитывать возрастные особенности ребенка. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед.
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в дошкольную программу и начальное школьное образование – важный этап преемственности детского сада и школы. Проблема преемственности во все времена была актуальной. Теоретические основы преемственности в экологическом образовании сложились под влиянием идей мыслителей, ученых разных эпох: Я. А. Коменского, В. И. Вернадского, М. Монтессори, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, которые рассматривали природу на основании системного научного подхода, необходимости использования природы, как средства формирования личности с раннего возраста.
В нашей стране у истоков разработки организационных вопросов преемственности в области образования стояли прогрессивные педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозова, С. Т. Шацкий, которые определили содержание и методы учебно-воспитательной работы детского сада и школы, уделяли вопросам изучения детьми природы и окружающего мира большое значение.
Анализ программы для начальной школы показывает, что ее авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит как недооценка возможностей ребенка дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. - наблюдается занижение требований к знаниям и навыкам выпускников дошкольных учреждений. Преимущественно в первом классе не используются знания, накопленные детьми в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении идет работа по систематизации знаний о природе по трем направлениям, (формирование системы знаний о совокупности растений и животных, занимающих территорию с характерным ландшафтом (лес, луг, водоем, поле и т. д.); классификация растений и животных по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой; формирование системы знаний о сезонных изменениях в природе, то в первом классе эта работа продолжается только по одному направлению – систематизация знаний о сезонных явлениях в природе. Во-вторых, на уровне преемственности форм организации работы. В дошкольных учреждениях основными формами ознакомления дошкольников с природой являются занятия, повседневные и целевые прогулки, экскурсии, праздники и развлечения. К сожалению, экскурсионная форма работы, часто применяемая в дошкольных учреждениях и очень перспективная в деле воспитания экологической культуры младших школьников, в начальной школе используется крайне неэффективно. Как показывает наблюдение за работой педагогов начальных классов, учителя в процессе организации экскурсий на первый план выдвигают только образовательные задачи. И, кроме того, ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсии и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами. Все это едва ли создает условия для осознанного познания окружающей природной среды. Учитель начальных классов должен прийти к пониманию необходимости серьезных пересмотров педагогически организованных выходов детей в природное окружение. Ведь живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка, он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и, возможно, вкусовые ощущения, которые, сливаясь воедино, создают в сознании целостный, взаимосвязанный образ природы.
Детский сад по вопросам экологического воспитания работает в тесной взаимосвязи с семьей. Его задача – через сказки, мифы, игры знакомить с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с природой. Работа с семьей должна иметь свое продолжение и в школе.
На базе нашего детского сада создана «экологическая тропа» силами сотрудников и родителей. Она включает в себя: метеостанцию - солнечные часы, барометр, ветряной рукав, календари наблюдений, флюгер, дождемер, цветник (цветы-синоптики, лекарственные растения, первоцветы, стенд «Маршрут метеостанции» (наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы); деревенский дворик - макет дома, набор «Домашние животные», деревянная мельница (оборудование для театрализованной деятельности; свободное общение с детьми); огород - грядки для каждой возрастной группы, садовый инвентарь (наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; элементарная трудовая деятельность на участке). Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: воспитанники участвуют в посадке растений, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у воспитанника формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, прогнозировать последствия деятельности человека, оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает воспитаннику осознавать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.
Итак, непрерывность и преемственность в экологическом образовании являются условием формирования экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой и логически завершенной системы их взглядов и убеждений – стержневых единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.
Список литературы:
1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12. - С. 33-35.
2. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
3. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2012. - N 3. - С. 52-55.
4. Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 258 с.
6. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы // М. : Новая школа, 1994. – с. 31.
7. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63.
8. Симонова Л. П. Ключи от природы // М. : АГПР МПК, 1988. – с. 4 – 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - – М. : Просвещение. 2013г.