Прохоренко Анна Александровна
Мониторинг индивидуального развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мониторинга :
1. Проследить этапы развития музыкальных способностей у детей,
2. Подобрать оптимальные формы и методы работы с детьми, наилучшим образом сконструировать музыкально-педагогический процесс.
3. Привлечь к проблемам музыкального воспитание и образования воспитателей и родителей данного образовательного учреждения.
Методы мониторинга :
- наблюдение за поведением ребенка в ходе непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, в игровых ситуациях;
- анализ продуктов детской деятельности;
-беседы;
Публикация «Мониторинг индивидуального развития ребёнка» размещена в разделах
- создание несложных (естественных) игровых ситуаций.
Методическим инструментарием являлись музыкально-педагогические диагностики О. П. Радыновой и Н. А. Ветлугиной., И. Каплуновой и И. Новоскольцевой - программа «Ладушки».
Уровень музыкального развития в каждом виде деятельности определяется 3 индикаторами.
В соответствии c Федеральным законом от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и от 30.08.13 № 1014 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», письмом Министерства образования и науки РФ № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста от 27.01.2009 года, профессиональным стандартом педагога и другими законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими дошкольное образование, положением о мониторинге, годовым планом работы детского сада.
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки
2. Пение
3. Музыкально – ритмические движения
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Детское музыкальное творчество
а) Песенное
б) Танцевальное
в) Импровизационное музицирование.
В результате мониторинга были выявлены следующие показатели:
Первая младшая группа
Год Группа Количество воспитанников Индивидуальное развитие ребёнка
Высший Средний Низкий
На начало 2017-2018 уч. г. 1 младшая группа 21 0% 50% 50%
На конец 2017-2018 уч. г. 1 младшая группа 21 18% 54% 28%
Начало года: Конец года:
Прослеживается положительная динамика, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 18%
Вторая младшая группа
Год Группа Количество воспитанников Индивидуальное развитие ребёнка
Высший Средний Низкий
На начало 2017-2018 уч. г. 2 младшая группа 22 0% 63% 37%
На конец 2017-2018 уч. г. 2 младшая группа 22 23% 69% 8%
Начало года: Конец года:
Прослеживается положительная динамика, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 23%
Средняя группа
Год Группа Количество воспитанников Индивидуальное развитие ребёнка
Высший Средний Низкий
На начало 2017-2018 уч. г. средняя группа
26 8% 80% 12%
На конец 2017-2018 уч. г. 26 18% 82% 0%
Начало года: Конец года:
Прослеживается положительная динамика, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%
Старшая группа
Год Группа Количество воспитанников Индивидуальное развитие ребёнка
Высший Средний Низкий
На начало 2017-2018 уч. г. Старшая группа 27 2% 89% 9%
На конец 2017-2018 уч. г. 27 12% 86% 2%
Начало года: Конец года:
Прослеживается положительная динамика, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%
Подготовительная группа
Год Группа Количество воспитанников Индивидуальное развитие ребёнка
Высший Средний Низкий
На начало 2017-2018 уч. г. Подготовительная группа 26 9% 87% 4%
На конец 2017-2018 уч. г. 26 26% 72% 2%
Начало года: Конец года:
Прослеживается положительная динамика, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 23%
Вывод
Сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития музыкальных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Воспитанники детского сада успешно освоили программу музыкального развития.
Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Дети старших групп имеют навык пения под фонограмму.
Это было достигнуто благодаря постепенной и систематической работе над певческими навыками. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Для распевания и разогрева голосовых связок использовались распевки с плавным голосоведением и несложным ритмическим рисунком. Это помогло расширить певческий диапазон у детей.
Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время, но недостаточно ведется индивидуальная работа в вечернее время по этому разделу, а также не достаточно взаимодействия с родителями.
Не слишком высокие результаты в разделе «Восприятие музыки» Хотя у детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней, но внимательно слушать музыку до конца не умеют. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке. Дети старших групп слышат в произведении развитие музыкального образа, но не умеют рассказывать о музыкальном произведении точно, подбирая соответствующие термины, неуверенно сравнивают с другими произведениями. Надо в следующем году применить на занятиях более эффективные игровые приемы, использование большого количества наглядного материала (иллюстрации, игрушки, словесного (беседы, образные рассказы, подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий. Давать рекомендации родителям: «Какую музыку слушать с детьми дома», и др.
Участие детей в конкурсах значительно улучшило их интерес в мире музыкально – театральной деятельности, дало опыт выступления перед публикой, умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение во время подготовки к ним. Это также дало возможность повысить уровень своей работы как музыкального педагога.
Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.
Воспитанники всех групп овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Это было достигнуто за счет правильно построенной, индивидуальной систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А так же тесного взаимодействия с воспитателями групп.
Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ реализуется на достаточном уровне.
Для успешной работы необходимо «увидеть» проблемы, которые возникли у детей в начале обучения, продумать план и стратегию по развитию физических качеств детей и обозначить перспективу развития воспитанников. Это позволит получить в конце года положительную динамику физического развития детей.