Приложение МААМ

Конспект занятия «Шахматы»

ОЛЬГА МАРТИНСОН
Конспект занятия «Шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия. «ИСТОРИЯ ШАХМАТ. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Цель занятия : Дать начальные сведения о шахматах, о возникновении игры, об устройстве шахматной доски.

Публикация «Конспект занятия „Шахматы“» размещена в разделах

Задачи: Рассказать о мудреце, придумавшем диковинную игру. Познакомить со сведениями о зарождении и возникновении древней игры. Рассказать о том, чем будем заниматься на кружке. Вызвать эмоциональный интерес к шахматной игре. Внесение шахматной доски, шахматных фигур. Дать первоначальное представление о шахматных фигурах.

Ход занятия

Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. — Где б я ни был, и везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король — Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении? ( Дети: О шахматах).- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

3. Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики».

- Что же такое шахматы? Просто игра? ( Дети: Это спортивная игра).- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования. - В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? ( Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума….)- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

4. Дидактическая игра «Соответствия»- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в начале урока, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Сейчас я вам покажу картинки, а вы найдите их соответствия среди шахматных фигур. (Картинки «корабль «Ладья». Воин, Король, Царь, Прекрасная Дама, кони, слон).5. Происхождение шахмат. А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть. А мудреца велел хорошо наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.

6. Объяснение расположения клеток на шахматной доске. Практическое задание: Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Мягкие шахматы»Дидактическое пособие «Мягкие шахматы» Дидактическое пособие «Мягкие шахматы».Изготовили: воспитатели Брюховских Екатерина и Попова Лидия, детский сад №28 г. Верхняя Пышма. Шахматы.

Фотоотчет «Шахматы — игра сильнейших» в подготовительной группеФотоотчет «Шахматы — игра сильнейших» в подготовительной группе Фотоотчет детей подготовительной группы «Шахматы - игра сильнейших» Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением.

Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы»Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы» Фотоотчет «Мы редко можем ошибаться, потому что научились считать на несколько ходов вперед» с детьми подготовительной группы «Без шахмат.

Фотоотчет «Шахматы в жизни детей»Фотоотчет «Шахматы в жизни детей» В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Предметно-развивающая среда в ДОУ «Шахматы»Предметно-развивающая среда в ДОУ «Шахматы» Учим детей играть в шахматыОбучение детей шахматной игре помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию логики,.

Шахматы и дети. Консультация для родителейШахматы и дети. Консультация для родителей Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать.

Фотоотчет «Учимся играть в шахматы»Фотоотчет «Учимся играть в шахматы» "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти" В. А. Сухомлинский В предыдущих наборах детей я.

Вязаные шахматыВязаные шахматы С первых же дней знакомства шахматы учат детей логически мыслить и рассуждать. Детям разъясняются правила игры, они усваивают их. А во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Шахматы»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 14:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Шахматы»» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА МАРТИНСОН (УИ 1674582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД