Эвелина Шангареева
Конспект занятия «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.
Задачи:
· Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
· Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
· Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
· Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».
Публикация «Конспект занятия „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В. Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка.
Ход занятия:
Орг момент
Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Здесь какая-то карта, давайте попробуем по ней пойти.
Находим сверток
Здесь волшебные слова!
«Волшебный ларец, чудеса соверши:
Нам сказки свои покажи».
Открываем сундук – в нем сказка- «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка».
Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.
· Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве… и другие)
· А какую концовку они чаще всего имеют?
· Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)
Сообщение темы занятия
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.
Основная часть
Упр «Назови народные сказки»
- Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?
Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка, Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки и корешки.
(За каждый правильный ответ воспитатель дает фишку на стол)
- Молодцы ребята, теперь мы можем отправляться в путь.
Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Ну вот мы и добрались до страны русских народных сказок. Посмотрите, кто нас встречает? (Воспитатель показывает изображение Аленушки и ее братца)
- Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.
-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Воспитатель читает сказку)
Обсуждение сказки
· С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
· Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
· Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
· В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
· Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
· Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
· Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
· Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)
· Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
· Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
· Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
· Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
· Кто спас Аленушку? (Купец).
· Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).
· Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
· Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? (Победило добро)
Упр. «Закончи предложение»
- А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка ….» (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна - … .» (девица)
- Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.
- Молодцы, ребята, Аленушке очень понравилось как вы играли.
- Молодцы, ребята. Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.
Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Итог занятия
Ну вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
- Что больше всего вам понравилось?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главного в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.