Наталья Берчанская
Серия занятий «Когда я один дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Серия занятий «Когда я один дома».
Цель занятий : познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать дома; учить выбирать безопасные места и предметы для игры; формировать умения и навыки, которые помогут избежать опасных ситуаций во время отсутствия взрослых; воспитывать у детей осторожность, умение поступать благоразумно в различных жизненных ситуациях.
Занятие 1. «Наши помощники».
Публикация «Серия занятий „Когда я один дома“» размещена в разделах
Программное содержание: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения с предметами быта и обихода (утюг, водопроводные краны, кухонные приборы и др.). Учить правилам безопасного поведения с ними.
Словарь: электрик – человек, следящий за работой электроприборов, ремонтирует их.
Пожарный-тушит пожары, следит чтобы они не возникали.
Материал: иллюстрации, загадки, стихи, дидактические игры, волшебные телефоны.
Ход занятия.
- Беседа
1. Объяснить почему так говорят: Огонь - беда и вода – беда, а без огня и без воды, еще больше беды.
2. «Наши помощники» - беседа о пользовании предметами быта
- Что было бы, если бы не стало огня, воды и электричества?
- Для чего они нужны людям?
- Какие электроприборы есть в нашей группе? А у вас дома?
- Удобно людям жить с такими помощниками?
- Что может произойти из-за небрежного обращения с нашими помощниками если забыли закрыть водопроводный кран, выключить чайник или утюг и др.
3. Закрепление стихотворных правил безопасного поведения с газо - и электроприборами.
Огня бояться не надо,
Если порядок в доме у тебя
Если пойдете в гости из дома
Надолго к своим знакомым
О газ и ток не забывайте
Тщательно проверяйте все
И приборы все выключайте.
Загадки.
Что дом освещает днями
Без пламени ужин варит
Работает в электромашинах
А опрометчивых сильно ударит (ток)
Что прозрачно и прохладно
Напоит кого угодно
Умоет очень-очень чисто
Малыша, машину, город. (вода)
Что сейчас почти в каждом доме,
Является необходимым бесспорно?
Потому что варит еду всем.
Хоть он ядовит и опасен,
Им пользуемся каждый раз.
Уже догадались -это. (газ)
4. Дидактическая игра «Волшебные телефоны».
Цель: закрепление номеров телефонов служб безопасности 01, 02, 03, 04.
Занятие 2. Незнакомец. Правила безопасного поведения.
Программное содержание: знакомить детей с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми дома и на улице, воспитывать осторожность и осмотрительность.
Материал: иллюстрации, папка-передвижка с правилами для детей и родителей «Наедине – дома».
Ход занятия.
1. Рассматривание иллюстраций: Незнакомец. Наши действия. Беседа с ним.
2. Рассмотрение проблемных ситуаций (с иллюстрациями).
- Ситуация: Родителей нет дома. Зазвонил телефон, ты поднял трубку и какая-то женщина спросила, есть ли мама дома. Как действовать ребенку?
Варианты ответа: (или правила безопасного поведения)
- сказать что мама занята, спит и попросить перезвонить позже;
- вообще не поднимать трубку;
- ни в коем случае не называть домашний адрес и не говорить что дома никого нет;
- Ситуация: Ты дома один. В дверь позвонили: Откройте милиция! Как действовать?
Варианты выхода из ситуации:
- не открывать дверь никому, даже если эти люди называют себя сотрудниками милиции или коммунальных служб;
- позвонить родителям на работу
- не открывать дверь на вопрос: Кто? «Я» надо попросить назвать имя полностью;
- никогда не открывать дверь, не посмотрев в глазок и не спросив кто пришел.
- Ситуация: Ты вышел вынести мусор. На лестнице незнакомый мужчина взял тебя за руку и предложил пойти посмотреть на щенка. Твои действия?
Варианты ответа
- нужно нанести неожиданный удар ведром для мусора, потом бежать и кричать: Пожар! Горим!
- если незнакомец пытается зажать рот, то укусить за руку;
- привлечь к себе внимание людей крича: Это не мои родители! Я их не знаю!
3. Дидактическая игра «Расскажи и объясни».
Цель изучить правила поведения в экстремальных условиях.
Занятие 3. «Сокровища детских карманов».
Программное содержание: дать понятие о функциональном назначении предметов: пуговица, бусинка, игла, гвоздь, горошина, семена растений) которые могут навредить здоровью.
Материал: разнообразные мелкие предметы, загадки о предметах, рисунки с изображенными предметами.
Ход занятия.
1. Беседа о мелких предметах: пуговица, бусинка, игла, гвоздь, горошина, семена растений) разгадывание загадок о них.
2. Рассмотри предметы изображенные на рисунке
- Как ты думаешь, почему с ними нужно быть осторожными?
- Назови предметы которые здесь изображены. Нужны ли они людям и для чего?
- Почему художник изобразил их на одном рисунке?
- Почему нельзя играть иглой, ножом?
- Что произойдет если горошинка или семечка попадет в нос или в ухо?
- Можно ли брать пуговицу или монету в рот?
3. Коллективное изготовление стенда «Сокровища детских карманов».
Занятие 4. «Лекарства - друзья или враги»
Программное содержание:
дать детям элементарные представления о лекарствах, пользе, которую они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм;
беречь от опасности, которая связана с неправильным употреблением лекарств;
формировать навыки личной гигиены с целью предотвращением различных заболеваний.
Материал: аптечка, лекарства и бинт.
Ход занятия.
1. Беседа: Почему люди болеют?
- Почему вы болеете от переохлаждения, от перегревания? Потому что в организм попадают микробы.
- Каких правил следует придерживаться, чтобы вредные микробы не попали в организм?
2. Рассматривание лекарств в аптечке и закрепление правил оказания первой помощи при порезах и укусах насекомых.
-Ты должен уметь оказывать первую помощь, когда кто-то порезался обжегся, обморозился или ударился. Для этого надо иметь аптечку.
- Какие из этих лекарств тебе известны?
- Когда их используют и их лечебные свойства?
3. Беседа-рассказ «Лекарства - друзья или враги?»
- Какие предметы из аптеки можно брать самому?
- Можно ли самому принимать таблетку или микстуру? Почему?
- Как надо вести себя с неизвестными лекарствами? Теми, что не имеют этикеток или со стертыми названиями?
4. Практическая деятельность.
- Перевязывания порезов.
- Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Конспект занятия по безопасности
«Если ты один дома».
Цель занятия :
• Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома.
• Закрепить умение правильно и быстро сообщить об опасности.
• Уточнить представления детей об опасных для жизни предметах.
• Упражнять детей в умении правильно и быстро принимать решения в экстремальной ситуации.
• Развивать у детей самостоятельность, ответственность, умение объяснить собственное поведение.
• Воспитывать смелость, находчивость, решительность.
Предварительная работа:
Чтение сказок: «Красная шапочка» Ш. Перро; «Волк и семеро козлят»; «Заюшкина избушка». «Неразлучные друзья» Крутов А. М. ; «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева Г. П. ; «Дядя Степа - милиционер» Михалков.
Рассматривание иллюстраций о работе пожарных, врачах, милиции.
Материал:
Иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка»; «Волк и семеро козлят»; «Красная шапочка». 4 телефона с номерами аварийных служб. Для проблемных ситуаций шапочки: почтальона, медсестры, платок, шляпа. Карта-схема для игры «Где прячутся опасности?», мяч, кукла Карлсона.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о разных ситуациях, которые могут произойти, если остались дома одни.
Чем же нам заняться? Квартира большая и здесь много интересного!
Что-то жужжит. Не слышите? Наверно забыли выключить какой-нибудь прибор.
Ой! Кто это? Как ты сюда попал?
Карлсон: Я лучший в мире Карлсон! Я в меру упитанный, самый воспитанный мужчина! А сюда попал через окно, которое было открыто рано утром.
Воспитатель: Мы даже и не могли представить, что можно попасть через окно. Вот оказывается, что не только через дверь может зайти незнакомый человек.
Карлсон: Постойте, это кто незнакомый? Да я самый знаменитый в мире Карлсон!
Воспитатель: Ты лучше не хвастайся, а оставайся и послушай, как нужно вести себя, если ты один дома. Ребята тебе в этом помогут.
И так мы остались одни дома. Дом – это наша крепость, а мы ее защитники.
Зачем в квартире нужна входная дверь?
Почему она крепко закрыта?
Чего нельзя делать защитникам?
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Воспитатель: С давних пор люди закрывали свои жилища. Было придумано много замков, засовов, задвижек и цепочек. Даже придумали говорящий замок, он издает лай собаки, если стучат в дверь.
Но разве замок может спасти, если ты сам открыл дверь?
Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили, что никого нельзя впускать в дом.
Проигрывание ситуации.
Приходит почтальон, и приносит телеграмму срочную.
Медсестра из больницы лекарство для бабушки принесла.
Женщина котенка хочет отдать в добрые руки.
Гость из другого города.
Воспитатель: Ребята, ваши действия?
А если кто-то пытается сломать дверь?
Ребенок: Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держаться едва-
Поскорей звони 02.
Воспитатель: Ребята, кто поможет вызвать милицию? Проигрывание ситуации.
Воспитатель: А какие сказочные герои открыли дверь и пострадали?
Карлсон: Ребята, какие вы молодцы, что объяснили, для чего нужно дверь держать закрытой. Я теперь всегда буду закрывать дверь.
Воспитатель: Карлсон, что ты там нашел?
Карлсон: Я нашел что-то интересное и необычное. Но я вам не скажу что это. Отгадайте загадку:
Живут в домике
Сестрички тоненьки,
Коричневы головки,
Все, как одна, ловки.
Все на одно личико,
На всех одно имя… (спички)
Карлсон: Ребята, давайте зажжем газ и согреем чайник?
Воспитатель: Ребята, разве можно это делать?
Почему, объясни?
Как бы поступил ты в этой ситуации?
Как вы думаете, что может произойти?
Ребенок: Если газ побежал по квартире,
Поскорей позвони -04!
Воспитатель: Какие дальнейшие ваши действия?
Кто сейчас выручит нас из беды и позвонит в «газовую службу»? Проигрывание ситуации.
Карлсон: Ой! А это, что за кувшин с хвостиком? (Электрический чайник)
Карлсон: Вот здорово! Его можно не ставить на огонь? Ну, тогда скорее включайте!
Воспитатель: Разве можно детям включать электроприборы?
Объясните почему?
Какие электроприборы есть у вас дома?
Ребята, у вас на столах лежат карточки. Переверните, внимательно посмотрите и ответьте на следующие вопросы:
Что это за электроприбор?
Для чего он необходим в доме?
Как с ними нужно обращаться?
Воспитатель: Как вы думаете, чего категорически нельзя делать?
А если на провод попадет вода, что произойдет?
Ваши действия при пожаре?
Если огонь небольшой? Что необходимо сделать, чтобы не задохнуться в дыму? Где дыма меньше?
Ребенок: Пусть помнит каждый гражданин.
Пожарный номер – 01!
Воспитатель: Кто нам поможет вызвать пожарных? Проигрывание ситуации.
Карлсон: Надо запомнить, что при пожаре номер надо набирать -01
Воспитатель: А теперь немного поиграем.
«Если возник пожар».
Дети встают. Мяч у воспитателя. играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать мяч другому.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой… Пожар (передача мяча)
Раз, два, три, четыре-
У кого пожар? В квартире (передача мяча).
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил? Утюг (передача мяча).
Красный блеск побежал.
Кто со спичками? Играл (передача мяча).
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над? Газом (передача мяча).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег? Листву (передача мяча).
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые - предметы (передача мяча)
Помни каждый гражданин этот номер…
Ноль один. (Передача мяча)
Дым увидел – не зевай пожарных…
Вызывай!
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь.
Карлсон: Что-то я устал после игры, сил совсем нет.
Воспитатель: Как же тебе помочь?
Карлсон: Как вы не знаете, что самое лучшее лекарство это варенье и торт! Ой, варенье!
Воспитатель: Не тронь! Ребята, почему нельзя трогать стеклянную посуду?
Что может произойти?
Какие предметы могут причинить боль? Перечисли их.
А еще чем можно порезаться?
Карлсон: Какие вы трусы! Я тогда сам отрежу. Ой! Я порезался! Помогите!
Воспитатель: Ваши первые действия при порезе?
А если рана очень глубокая, что необходимо сделать?
Ребенок: Если вдруг ты сильно захворал,
Порезался или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери,
Этот номер «Скорой помощи» -03!
Воспитатель: Помогите вызвать «Скорую помощь» проигрывание ситуации.
Карлсон: Хоть и заклеили рану, а мне все равно больно! Можно мне взять одну таблетку из той красивой баночки?
Воспитатель: Ну, что ребята дадим таблетку Карлсону?
Так какую ему дать таблетку?
А может из этого пузырька, здесь наклейка ярче и красивее?
Воспитатель: Правильно, мы же не знаем какая таблетка, от каких болезней. Если выпить незнакомую таблетку, то можно навредить своему здоровью, а не помочь. А в красивых бутылочках могут находиться жидкости для стирки белья, мытья окон, посуды - это для нас яд!
Ребенок: На полке химикаты в ряд,
Теперь ты наешь: это яд!
Карлсон: Я так не играю! Что за дети, даже пошалить нельзя!
Воспитатель: Это очень хорошо, что они знают, опасные места в доме и выполняют меры безопасности.
Ребята, чем себя можно занять, если ты дома один?
Воспитатель: Правильно, и я вам предлагаю полезную и познавательную игру. Карлсон, присоединяйся к нам!
Игра «Где прячутся опасности!»
На карте-схеме фишками отметить опасные места и предметы в квартире.
Если вы правильно отметите на карте все опасные места, то найдете клад.
В конце игры ребята находят клад в виде письма.
«Будьте внимательны, милые дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила помни эти всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!»
Карлсон: Спасибо вам ребята, что вы научили меня, как нужно вести себя, если остался один дома. Мне пора, но я еще прилечу! До свидания!
Воспитатель: Ребята и наше занятие подошло к концу. Я рада, что вы знаете, как уберечь себя от многих бед. Выполняйте эти нетрудные правила и с вами никогда, ничего плохого не случится. Будьте здоровы! Занятие окончено.