Получи документы

Цикл занятий по развитию творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста

Елена Котельникова
Цикл занятий по развитию творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятий по сказке «Лиса и волк».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, давать характеристику героям новой сказки (особенно подробно – лисе, сравнивая их с персонажами других сказок.

Темочки:

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.

3) Уметь использовать заместители при показе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

Материал и оборудование: Книги – сказки, где встречаются персонаж – лиса, книга – сказка «Лиса и волк», иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки лисы и волка, рукавичка – лиса, магнитофон, фланелеграф с фигурками – заместителями, конфеты с деталями, рамочки.

Приемы и методы: беседа с детьми, показ и рассматривание иллюстраций из сказок, где есть лиса, дидактические игры: «лиса» (рукавичка, упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы», драматизация концовки сказки и грамзапись.

Ход работы:

1. Воспитатель: Дети, вспомните и перечислите мне русские народные сказки? (Перечисляют сказки).

Очень часто героем русских сказок является лиса, назовите мне эти сказки. («Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»).

Сегодня я вас познакомлю со сказкой, где тоже есть лиса, она называется «Лиса и волк». (Дети садятся на коврик).

Как вы думаете, какой будет лиса в этой сказке? (Хитрой, умной, ловкой).

Воспитатель одевает рукавичку лисы на руку и просит детей вспомнить присказку о лисе; затем рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Понравилась вам, дети, сказка? (Да).

Объясняет детям непонятные слова: (не ворохнется, воз, улучила, смекнула, кума, квашня, куманек).

Что в сказке вам особенно понравилось? Рассказываю по их просьбе 2-3 отрывка.

Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику лисе в этой сказке, какая она? (Хитрющая, плутовка, изворотливая).

На какую лису похожа героиня сегодняшней сказки? (На лису из сказки «Лисичка со скалочкой»).

2. Предлагаю детям драматизировать концовку сказки – 2-3 раза. (Физкультминутка «Лиса и зайцы»).

3. Воспитатель: А сейчас, дети, пройдите за столы и достаньте из конвертов фигурки - заместители персонажей нашей сказки.

Размещаю крупные заместители на фанелеграфе.

Назовите героев сказки? Сколько их? ( Дети перечисляют: дед, баба, лиса, волк, рыба, воз, река. Их 8).

Дадим каждому персонажу сказки фигурку – заместителя. Какие они? (Разного цвета и формы. Выбираем героев – заместителей).

Воспитатель: модели разобрали, еще у нас есть рамочки, в них мы будем составлять эпизод (часть) сказки, стрелки показывают продолжение сказки.

Вспоминаем начало сказки и выкладываем в 1-ой рамочке соответствующие фигурки – заместители. Когда закончили полностью составлять сказку, хвалю детей за то, что они справлялись правильно и хорошо.

4. Воспитатель: Прежде, чем попробуем рассказать сказку от начала до конца, вспомним некоторые части. Назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 5-ой, 9-ой и т. д. (Дети называют).

Воспитатель: начинаем рассказывать сказку по модели, все внимательно слушают, т. к. будут рассказывать по очереди.

5. Воспитатель: Ребята, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да). Почему? (Интересно, необычно, легче рассказывать; есть подсказка – модель).

А сейчас я предлагаю вам подойти к моему столу и прослушать в грамзаписи концовку сказки, обращая внимание на интонацию голоса волка, с которой он произносит фразу: «Так, милая, так!» (Дети высказывают свое мнение).

Конспекты по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух»

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).

Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» (шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателю посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? ( Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т. д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т. д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди)

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

5. Воспитатель: Садитесь, дети, за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая, зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).

6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы, дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет (по желанию).

Конспекты по сказкам «Теремок» и «Курочка ряба»

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

3) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).

Материал и оборудование: Книги – сказки : «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.

У детей : конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.

Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке, подвижная игра «Замри».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).

Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун и т. д.).

Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?

(По синю морю корабль бежит.

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку сорвать… -

это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)

2. Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки – заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).

Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).

Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).

Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т. д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.

Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».

Знакома вам эта сказка? (Да)

Назовите мне персонажей сказки. ( Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба, мышка, яичко).

Сколько их? (5).

Какие они?

4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки – заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка – заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки – заместители и называют, кто кого будет означать).

Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? ( Дети: зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей).

Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т. к. будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей).

Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.

Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).

5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще какие концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными. Выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

Конспекты занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 1.

Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.

Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал.

Вступительная часть. Загадка о лисе:

Сама рыжевата. Мордочка плутовата. Ей не надо пирожка. Ей бы скушать петушка (лиса).

Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают.

Ребята скажите, пожалуйста:

- А какие вы знаете сказки о лисе?

- Где встречается лиса? "Колобок", "Теремок", "Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Морозко".

А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка. Рассказывание сказки.

Проводится физкультминутка.

"Хитрая лисичка"

Хитрая лисичка

Вышла погулять.

Захотелось ей

Кого-нибудь поймать –

Или птичку, или рыбку

Или зайку, или мышку,

Но птички улетают,

Рыбки уплывают,

Зайки убегают,

Мышки прячутся в нору. Дети ходят по кругу,

выполняют упражнение Лисичка.

Хлопают в ладоши,

затем сцепляют пальцы в "замок".

Выполняют упражнение

Птичка, а затем Рыбка.

Выполняют упражнение

Зайчик, а затем Мышка.

Разводят руки в стороны.

Выполняют упражнение

Птичка, двигая скрещенными руками по кругу.

Выполняют упражнение

Рыбка, движение рук от себя.

Выполняют упражнение

Зайчик, движение рук от себя.

Хлопают в ладоши за спиной.

Беседа о сказке.

Вопросы по содержанию:

Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.

Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?

Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

Как вы думаете они грустили, переживали?

Вспомните, как про это сказано в сказке?

Творческое задание :

Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?

Как бы могла закончиться его встреча с лисой?

Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?

Как вы думаете, Жихарка веселый человек?

Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.

Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.

Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка) : Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими

Занятие 2

Встреча лисы и колобка

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике нетрадиционного рисования.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, краски, заготовки лисы, поролон.

Ход занятия:

(стук в дверь) :

В гости к ребятам пришла лиса (игрушка) : Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Кто Я? (лиса)

В какой сказке вы встречались со мной? (дети называют сказки). Какая я в сказке «Колобок» (хитрая, умная, ловкая, рыжая, красивая). А кого я встретила в этой сказке (колобка)

Предложить детям нарисовать встречу лисы и колобка. Рассмотреть иллюстрации в разных книгах, где встречается лиса и колобок. Посмотрите и расскажите какая она? (ловкая, рыжая, красивая). Чтобы лиса и колобок получились такие же красивые, нужно взять на сухую кисточку жесткую набрать совсем немного оранжевой гуаши и держа кисть вертикально, делать тычки, располагая внутри и по краям контура. Затем желтой гуашью тычком уже нарисовать колобка. Когда краска подсохнет, нужно дорисовать лисе и колобку глаза, нос, рот, кончиком мягкой кисточки.

А сейчас пришла пора отдохнуть, а потом за работу.

Физкультминутка (самолеты).

В конце занятия лиса хвалит работы детей, радуется, что она получилась такая красивая, пушистая. Спросить у детей 2-3х какая получилась лиса? Какого цвета?

Занятие 3

Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

• Познакомить детей с приемом повтора как с жанровой особенностью сказок, развивать умение пересказывать сказку с опорой на воображаемый план и от лица сказочного героя (деда, волка, лисы).

• Способствовать творческому воспроизведению текста сказки.

Словарь:

- развивать умения подбирать определения к заданным словам из сказки (игра «Скажи, какой, какая?»);

- учить подбирать синонимы к глаголам (действиям героев);

- уточнить представления о фразеологизмах (морочить голову, уносить ноги, повесить голову);

- познакомить с новым фразеологизмом «душа в пятки ушла».

Грамматика:

- учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Звуковая культура речи:

- учить передавать интонации насмешки, восклицания, обиды, просьбы в диалогах героев.

Оборудование: иллюстрации воображаемого детьми плана на стенде.

- Почему сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» называется русской народной? Чему учит сказка? Какие сказочные выражения вам запомнились?

- Кому из героев сказки подходят эти выражения и почему?

«Морочить голову»

Дети: лисе

«Уносить ноги»

- волку.

«Повесил голову»

- деду, волку.

«Душа в пятки ушла»

- волку.

-В каких случаях говорят «душа в пятки ушла»

Игра «Скажи какой, какая?»

- Какая в сказке рыба? (Мерзлая.)

- Какой воротник (Славный.)

- Какая лисичка (Сестрица, сестричка, будто мертвая.)

- Какой волк (Серый, братец, битый.)

- Как можно сказать по другому «волк бранится»? (Ругается.)

- Дед смекнул? (Догадался.)

- У волка бока подвело (Исхудал.)

- Бабки колотили (Били.)

-Лиса стянула (Украла.)

- Дед погоревал (Расстроился.)

- Дед швырнул (Бросил.)

- Волк приговаривает? (Повторяет.)

- На какие части делится сказка? (Зачин, кульминация, концовка.)

- Какое название можно придумать к началу сказки? («Лиса украла рыбу.»)

- Что бы вы нарисовали к началу сказки?

- Как можно озаглавить середину сказки(«Волк ловит рыбу».)

- Какой рисунок можно нарисовать к середине сказки?

- Чем закончилась сказка? Как озаглавим концовку? («Волк везет лису».)

Коллективный пересказ сказки по частям.

Пантомимический мини-спектакль:

Дети становятся в две шеренги напротив друг друга, по одну сторону ковра – девочки, по другую – мальчики. Девочки шагают навстречу мальчикам, изображая хитрую лису, дойдя до середины ковра возвращаются обратно.

Потом мальчики идут шеренгой к девочкам, изображая голодного волка, затем радостного деда, а девочки в ответ – удивленную бабку, мальчики – злого волка, а девочки – насмешливую лису, мальчики – горюющего волка.

Воспитатель: некоторые слова в сказках повторяются, например: «Погоревал, погоревал, да делать нечего».

- А как можно сказать про волка, который шел? (Шел, шел и пришел)

- О лисе, которая бежала? (Бежала, бежала и прибежала.)

- Представьте, что лиса вернулась домой и рассказа лисятам, какая она хитрая и всех обманула?

Ребенок с хорошо развитой речью пересказывает сказку от имени лисы.

- А теперь представьте, бабка спросила у деда, что с ним приключилось, почему сани оказались пустыми, а дед рассказывает, что с ним произошло.

Ребенок с плохо развитой речью пересказывает от имени деда.

Творческое задание на дом : «Придумайте, как можно спасти волка с примороженным в проруби хвостом, чтобы его не побили. Это задание можно продумать в свободной деятельности и обсудить коллективно».

Занятие 4.

Придумывание сказки «Как Настенька спасала щенка».

1. Творчество :

- учить придумывать сказку по временной модели.

2. Связная речь:

- добиваться связного, последовательного рассказывания сказки по временной модели.

3. Словарь:

- активизировать в речи образную лексику (одна-одинешенька, как в воду опущенный, душа в пятки ушла, дремучий лес, ясный и солнечный день);

- учить использовать прием повтора, выделять зачин, концовку.

4. Грамматика:

- развивать чувство ритма и рифмы (продолжить фразу в рифму).

Оборудование: временная модель к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям придумать сказку на тему : «Как Настенька спасала щенка». Обратимся за помощью к карточкам – схемам, в которых сказка записана специальными знаками: елка обозначает лес, серый круг – щенка, имеется схема дома, ямы, фигура девочки (рис. 1)

Посмотрите на картинки-схемы и скажите, что произошло в начале сказки?

Дети. В доме жили – поживали Настенька и щенок. (рис. 1а.)

- Что произошло в середине сказки? (рис. 1б, в, г.)

Дети. Щенок убежал в лес и провалился в яму, а Настенька его нашла и спасла.

- Чем закончилась сказка? (рис. д.)

Дети. Настенька и щенок вернулись домой.

- На карточках – схемах изображено то, что случилось с Настей. Но, чтобы сказка получилась интересной, выразительной, занятной, нужно придумать, какой был у Настеньки щенок: его кличка, цвет шерсти, на что похожи глаза, нос, форма хвоста. Опишите его.

Дети. Щенка звали Рыжиком, он был похож на лисичку. Глазки у Рыжика были как черные угольки, нос сердечком, хвост колечком.

- Какой был день, когда Настя потеряла щенка?

Дети. Летний, ясный, теплый, погожий, солнечный.

- Скажите по – сказочному, как провалился в яму щенок?

Дети. Резвился, резвился и провалился.

- Как переживала Настя, когда искала щенка?

Дети. Плакала, обливалась горючими слезами.

-Лес был не просто темный, а …

Дети. Дремучий.

- Щенку стало не просто страшно, а…

Дети. Душа в пятки ушла.

- В яме никого не было, щенок был…

Дети. Один-одинешенек.

- С каких слов вы начнете сказку?

Дети. Жили-были, как-то раз, жили-поживали.

- Какими словами закончите сказку?

Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; вот тебе сказка, а мне кринка масла; стали они жить-поживать да добра наживать.

Занятие 5.

Показ детьми сказки «Зайка и осел».

Цель: развитие воображения, фантазии, речь детей, внимание.

Методика: работу над спектаклем начинается со знакомства с куклами, дети держат в руках, играют с ними, рассматривают. Воспитатель спрашивает из какой сказки, предлагает рассказать кому – нибудь из детей сказку.

Материал: игрушки-резиновые, дымковские, конусные, мягкие.

Ход занятия:

Вед: Жил-был зайка короткий хвост. Как-то раз он прыгал по дорожке и напевал песенку веселую песенку. (Ребенок ведет по столу резинового зайчика и сопровождает движение куклы песенкой на слоги «ля-ля-ля», которую он сам придумывает)

Зайка. Ой! Кто там? Я боюсь!

Вед. Из-за березы вышел маленький ослик.

Ослик. Иго-го, ты кто?

Зайка. Я зайка короткий хвост. Я тебя боюсь.

Ослик. Не бойся меня, я тебя не съем.

Зайка. А ты кто?

Ослик. Я- ослик длинные ушки!

Зайка. Что ты здесь делаешь?

Ослик. Я ищу себе друга.

Зайка. Хочешь я буду твоим другом?

Ослик. Хочу

Зайка. Только я всего боюсь, разве тебе нужен такой друг?

Ослик. А я тебя буду защищать

Зайка. Спасибо тебе, ослик! Ты настоящий друг.

Вед. Так ослик и зайка стали друзьям

Занятие 6. Развитие слуха.

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).

Публикации по теме:

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения»Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения» Попробуйте взглянуть на мир глазами ребёнка, и вы вновь будете удивляться всему, как он. Тим Селдин Лето- яркое и совершенно особенное.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 5 часть АПРЕЛЬ. ЗАНЯТИЕ №1. Поможем нашим зеленым друзьям. Программное содержание: 1. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 4 часть (продолжение март месяц) МАРТ. ЗАНЯТИЕ №1. Беседа о весне. Программное содержание: 1. Закрепить представление детей о весне. Растаял снег,.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий по развитию творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2024 в 13:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий по развитию творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Котельникова (УИ 283264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД