Татьяна Николаева
Серия конспектов занятий по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема 1. Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями
Цель: ознакомление детей с грузовыми и легковыми автомобилями.
Образовательные задачи: дать представление о грузовых и легковых автомобилях, об их основных частях.
Развивающие задачи: развивать зрительное восприятие, умение различать автомобили (грузовые и легковые).
Воспитательные задачи: создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала.
Материал к занятию : игрушки-автомашины (грузовые и легковые, карточки с изображением грузовых и легковых автомашин разного цвета, магнитофон, аудиозапись.
Публикация «Серия конспектов занятий по правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Ход занятия
1.1. Грузовая автомашина. Воспитатель показывает картину с изображением грузовой машины (или игрушку).
- Посмотрите, дети, какая красивая, большая машина! Давайте перечислим, что есть у нее? (кабина, кузов, колёса).
- Какая это машина? Кто сидит в кабине? Что делает водитель грузовой машины?
- Как вы думаете, почему эта машина называется грузовой? Воспитатель слушает ответы детей, обобщает их и делает вывод о том, что на этой машине возят грузы.
1.2. Игра с автомобилем. Дети грузят «кирпичи» и катают игрушку-машину по комнате.
1.3. Легковая машина. Воспитатель спрашивает: «Какие машины еще ездят по дорогам»? (добивается ответа - «легковые»). Дети называют знакомые им марки легковых автомобилей. Воспитатель показывает игрушки или рисунки легковых автомобилей.
- Кто из вас ездил на легковом автомобиле?
- Кто сидел за рулем легкового автомобиля?
1.4. Игра «Найди такую же». Детям раздают картинки с изображением грузовых и легковых автомобилей разного цвета. Такие же автомашины у воспитателя на столе. Дети подходят и выбирают такую же, что у них в руках. При этом объясняют, какая у них автомашина (грузовая или легковая, какого цвета.
1.5. Прослушивание и исполнение песни «Автомашина».
Тема 2. Знакомство с улицей
Цель: развитие первичных представлений об улице и правилах поведения на ней.
Образовательные задачи: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.
Развивающие задачи: развивать память и речь.
Воспитательные задачи: прививать потребность в соблюдении правил поведения на улице и на дороге.
Материал к занятию : атрибуты для подвижной игры «Воробушки и автомобиль».
Ход занятия
2.1. Наблюдение. Экскурсия по городу.
- Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов. По дороге едут автомашины, они разные. Какие вы видите автомашины?
- Грузовые, легковые.
- Правильно. А какие автомашины называются грузовыми?
- Те, что возят грузы.
- Кого возят легковые автомашины?
- Они возят людей.
- Где ездят автомашины? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что автомашины ездят по дороге. Эта дорога -широкая).
- Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы ходим с вами по тротуару. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
- Теперь мы с вами знаем, что автомашины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.
2.2. Игровое задание «Посмотри и назови». Воспитатель предлагает посмотреть вокруг и рассказать, что еще видят дети на улице. (Вопрос активизирует внимание детей, побуждает выделить отдельные предметы: дома, деревья и т. д.)
- Правильно, на улице стоят дома. Они бывают высокие и низкие. (Завершая прогулку, воспитатель обобщает знания детей).
2.3. Игра «Воробушки и автомобиль».
Тема 3. Автобус
Цель: ознакомление детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Образовательные задачи: познакомить детей с понятием «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель», «маршрутное транспортное средство».
Развивающие задачи: продолжать развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: познакомить с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах.
Материал к занятию : гномик, коробочка, игрушки и муляжи.
Ход занятия:
3.1. Знакомство с автобусом. Воспитатель:
- Когда я утром шла на работу, встретила Гномика. Он передал мне для вас волшебную коробочку. Что же может в ней быть? (Воспитатель показывает коробочку.)
- Домик на колесах с нетерпеньем ждем, Он сейчас подъедет, мы в него войдем. Там кондуктор просит всех билеты взять, Домик на колесах, как его назвать? (Автобус). Воспитатель достает игрушку-автобус. Воспитатель:
- Какой красивый автобус! Давайте рассмотрим его внимательно.
- Что есть у автобуса?
(Воспитатель показывает на части автобуса, спрашивая их названия и цвет).
Воспитатель:
- Где же ездит автобус?
- Для чего нужен автобус?
- Люди, которые едут в автобусе, называются пассажирами (дети повторяют за воспитателем).
- Автобус - это вид маршрутного транспортного средства. А кто управляет автобусом?
- Автобус ведет водитель. Сейчас мы с вами будем водителями автобусов.
3.2. Игра «Водители автобусов».
Детям раздаются маски автобусов и рули. Дети ведут автобусы по дороге, выложенной из специальных ковриков, имитирующих дорогу, друг за другом.
Воспитатель:
- А теперь все автобусы едут в гараж. Ориентир гаража – большой кубик.
Дети ставят автобусы в гараж и встают около воспитателя полукругом.
3.3. Игра «Починим автобус».
Воспитатель:
- В коробочке есть еще что-то. ( Воспитатель достает картинки с аппликациями автобусов с недостающими деталями: окнами, колесами, дверями). У друзей гнома сломались автобусы. Гномы попросили нас, их починить. Внимательно рассмотрите аппликации автобусов и приклейте на них недостающие части.
Каждый ребенок находит недостающую часть и приклеивает на свой автобус.
Тема 4. Грузовые и маршрутные транспортные средства
Цель: продолжать формировать знания о видах транспортных средств.
Образовательные задачи: учить различать виды транспортных средств по назначению (грузовые или пассажирские, внешнему виду, составным частям, действиям.
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать информацию и отвечать на вопросы.
Материал к занятию : лиса (мягкая игрушка, игрушки и картинки с изображением автомашин, детали автобуса на фланелеграфе.
Ход занятия
4.1. Рассматривание грузового и маршрутного транспортного средства.
В гости к детям приходит Лисенок, он плачет.
Воспитатель. Здравствуй, Лисенок! Почему ты плачешь?
Лисенок. Я заблудился и не знаю, где я оказался. А что это так вокруг шумит, гудит и быстро едет?
Воспитатель. Лисенок, ты попал в город. На его улицах много транспортных средств. Ребята, а что же это шумит, гудит, быстро едет?
Лисенок. А это, ребята, какая автомашина?
Дети. Грузовая.
Лисенок. А что у нее есть?
Дети рассказывают о том, из каких частей состоит грузовая автомашина.
Лисенок. А кто сидит в кабине?
Дети. Водитель, он управляет автомашиной.
Лисенок. А для чего нужна грузовая автомашина?
Дети. Чтобы перевозить грузы.
Лисенок. А какие грузы может перевозить автомашина?
Дети. Кирпич, доски, песок, мусор и др.
(По такому же плану рассматривают легковой автомобиль, автобус, троллейбус.)
4.2. Дидактическая игра «Что делает автомашина». (Она едет, гудит, мчится, тормозит, стоит, катится и т. д.)
4.3. Лисенок. Ой, ребятки! Я хочу прокатиться в кузове!
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, можно ли прокатиться в кузове?
Дети. Нет, это опасно.
Воспитатель. Правильно. На грузовом транспортном средстве перевозят только грузы, а людей перевозить нельзя!
Лисенок. Ребята, если на грузовом транспортном средстве перевозить людей нельзя, на каком же можно?
Дети. Людей перевозит пассажирское транспортное средство. (Показывают игрушки или картинки.)
Лисенок. А как же вы, ребята, в городе живете? Тут так много автомашин, это опасно!
Воспитатель. Кто регулирует дорожное движение, чтобы не было аварий?
Дети. Светофор.
4.4. Подвижная игра «Автомобили». Дети двигаются, подражая звукам автомобиля, выезжают на зеленый сигнал светофора, останавливаются на красный.
4.5. Дидактическая игра «Недостающие части автобуса». Дети на фланелеграфе собирают автобус из отдельных частей.
Литература:
1. Г. А. Галеева, С. М. Гаффарова/ под общ. ред. Д. М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах.