Приложение МААМ

Серия конспектов занятий по чтению и письму для детей с умственной отсталостью по теме «Звук [й] и буква Й»

Наталья Бекенеева
Серия конспектов занятий по чтению и письму для детей с умственной отсталостью по теме «Звук [й] и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы

Звук [й] и буква «Й»

(занятие 1)

Цель: Формирование умения подбирать слова с заданным звуком; определять местонахождение в слове; развитие слухового внимания; знакомство с буквой «й»; печатание.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Ребята рассаживаются по местам.

II. Основная часть

Публикация «Серия конспектов занятий по чтению и письму для детей с умственной отсталостью по теме „Звук [й] и буква Й“» размещена в разделах

1. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение темы занятия.

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и читаем)

- Какие вы знаете звуки? (гласные, согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

- Приведите пример согласных звуков

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со следующим звуком. А каким звуком я не скажу, вы мне сами скажете.

- Послушайте и отгадайте, о чем идет речь.

Котик наш поранил лапку,

Он не прячется под лавку,

Из аптечки он берет

Белый бинт и желтый…

(ЙОД)

- Какой первый звук в слове «ЙОД»? Правильно, это звук [й]. И сегодня на занятии мы будем говорить о звуке и букве «Й».

2. Характеристика звука

– Давайте вместе произнесем звук [й].

- Как вы думаете, какой это звук : гласный или согласный? Почему?

- Правильно, это согласный звук [й]. Его нельзя петь, кричать тоже нельзя. Значит, каким цветом мы его обозначаем? (синим)

3. Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [й] :

У, К, Й, С, Й, А, В, Й

ДО, МО, АЙ, ТЫ, ОЙ, ЭЙ, ТУ

МАЙКА, ДОМ, ВОРОБЕЙ, УТКА, МАЙ, ЧАЙ

4. Определение местонахождения звука [й] в слове

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

- Какие слова со звуком [й] вы услышали в стихотворении? Повторите еще раз три слова, где звук [й] стоит в начале (йогурт, йод, йога).

- А теперь давайте определим местонахождение звука [й] в других словах :

МАЙКА, СИНИЙ, ЗАЙКА, ЙОГУРТ, ТРАМВАЙ, ЧАЙНИК,

РУЧЕЙ, ЧАЙКА, ЛАЙКА.

5. Речевая зарядка

Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.

- Повторите стихотворение, четко произнося слоги и слова.

6. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Выполнение движений по тексту.

7. Соотнесение звука и буквы «Й»

- Это буква «И краткое». На какую букву похожа буква Й? Буква «Й» похожа на букву «И», только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

Букву «Й» зовут «И кратким»

«Й» как «И» в твоей тетрадке.

Чтобы «Й» не путать с «И»

Сверху галочку пиши.

8. Выкладывание буквы «Й» из палочек

– Сколько вам понадобилось палочек? (4)

9. Работа с карточками (№1)

– Соедините с буквой «Й» только те предметы, названия которых начинаются со звука «Й»

10. Работа с учебником. Чтение слогов (стр. 81)

- Назовите букву, которую вы видите. Почему буква нарисована синим цветом?

- Назовите картинки, изображенные в учебнике.

- Прочитайте слоги и слова (хором, по цепочке)

11. Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (сцепливание пальцев обеих рук).

Кто открыть бы его смог?

Потянули, (движения рук по тексту)

Покрутили,

Постучали и …

Открыли! (расцепить руки).

12. Работа в тетради. Печатание буквы

– Найдите букву «Й» в своей тетради. Какая эта буква : письменная или печатная? (печатная).

- Какие слоги (слова) написаны у вас в тетради? (дети читают). Напечатайте в тетради букву «Й» и слоги (слова) по образцу.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой познакомились?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Звук [й] и буква «Й»

(занятие 2)

Цель: Формирование умения образовывать и читать прямые и обратные слоги; развитие слухового внимания; рукописное начертание строчной буквы «й».

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

- А сейчас, ребята, повернитесь и улыбнитесь друг другу.

- Покажите жестом, с каким настроением вы пришли на занятие?

II. Основная часть

1. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение темы занятия.

• Какой сейчас год?

• Какое время года?

• Какой день недели?

• Какое сегодня число?

- Расскажите, какой сегодня день? (Зимний, морозный, холодный, пасмурный)

- Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й].

- Дайте характеристику звуку [й].

- И сегодня на занятии мы будем продолжать работать над звуком и буквой «Й».

2. Упражнение «Назовите слова со звуком [й]».

(ЙОГУРТ, ПОЙДЁМ, МНОЙ, ДОМОЙ)

3. Слоговой анализ слов

«ЙОГУРТ»

- Разделите это слово на слоги. (ЙО - ГУРТ)

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- Произнесите первый слог. (ЙО)

- Произнесите второй слог (ГУРТ)

такой же слоговой анализ других слов

4. Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук [й] :

ЧАЙНИК, МАРИНА, МУРАВЕЙ, СТОЙ, ЕГОР, СИЛЬНЫЙ, ИГРОК,

СОЛОВЕЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ИВАН, ЛИЦО, ЙОГУРТ.

- Кто запомнил, какие имена были среди слов? С какой буквы пишутся имена людей?

5. Физминутка.

Выполнение движений по тексту.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

6. Работа с карточками (№2)

- Как выглядит буква «Й»?

- Найдите на карточке и обведите все буквы «Й».

7. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – ЗАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ - РОЙ

8. Работа с учебником (стр. 82)

1. Рассматривание иллюстрации.

2. Чтение слогов и слов, коротких предложений

9. Пальчиковая игра

10. Работа в тетради. Начертание строчной буквы «й».

– Найдите букву «й» в своей тетради. Какая эта буква : письменная или печатная? (письменная). Прописная или строчная? (строчная).

- Какие слоги (слова) написаны у вас в тетради? (дети читают). Напишите строчную букву «й» и слоги (слова) по образцу.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня на занятии говорили?

– Каким цветом обозначаем?

– Какую букву писали?

– Что понравилось больше всего?

Звук [й] и буква «Й»

(занятие 3)

Цель: Закрепление умения образовывать и читать слоги, слова; развитие слухового внимания; рукописное начертание прописной буквы «Й».

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

- Угадайте, о какой букве идет речь…

Отгадайте букву эту,

Как идет она по свету.

Где она – там вечный бой,

Всюду крики: «оЙ-оЙ-оЙ»!

Но зато с ней дружат чаЙки,

Без нее не сделать гаЙки,

Без нее не сваришь чаЙ…

Что за буква? Отвечай!

(Й)

II. Основная часть

1. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение темы занятия.

- Дайте характеристику звуку [й].

- И сегодня на занятии мы будем продолжать работать над звуком и буквой «Й».

2. Игра «Доскажи словечко»

Врач живет в стеклянной банке.

Лечит он болячки, ранки.

«Ай, как щиплет!»,

«Ой, как жжет!».

Узнаете? Это… (йод)

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай.

Отправляется… (трамвай).

Зимой уснули комары,

Спит медведь в берлоге,

А где-то в джунглях от жары

Изнывают… (йоги)

- Назовите все слова-отгадки. Где находится звук [й] в этих словах?

3. Упражнение «Где звук

- Определите место звука [й] в словах :

МУРАВЕЙ МАЙКА РОЙ НОВЫЙ ЛАЙКА

САРАЙ ЗАЙКА СИНИЙ ЛЕЙКА ЙОГ

4. Физминутка.

Выполнение движений по тексту.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

5. Соотнесение звука и буквы «Й»

Послушайте стихотворение:

- Как выглядит буква «Й»? На какую букву она похожа?

6. Работа с карточками (№3)

- Пройдите от большой буквы «Й» до ЙОГУРТА, прокладывая дорожку только по буквам «й».

7. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

8. Игра "Замени звук в середине слог".

чашка - чайка

леска - лейка

лапка - лайка

речка - рейка

9. Работа с учебником (стр. 82)

1. Рассматривание иллюстрации

2. Чтение слогов и слов, коротких предложений

10. Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики играть.

Раз – в ладошки хлопнем.

Два – закроемся в замок.

Три – сыграем в барабан,

А четыре – как в баян.

Ну а пять – мы начнем писать.

11. Работа в тетради. Начертание прописной буквы «Й».

– Найдите букву «й» в своей тетради. Какая эта буква : письменная или печатная? (письменная). Прописная или строчная? (прописная).

- Какие слоги (слова) написаны у вас в тетради? (дети читают). Напишите прописную букву «й» и слоги (слова) по образцу.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня на занятии говорили?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Звук [й] и буква «Й»

(занятие 4)

Цель: Формирование умения дифференцировать в словах звуки [и-й].

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

- Садится тот, кто повторит цепочку слов:

каравай—край—улей

двойка—воробей—лейка

линейка—попугай—стройка

герой—змей—трамвай

попугай—балалайка—скамейка

зайка—майка—сарай

копейка—клей—чайка

скамейка—стройка—тройка

II. Основная часть

1. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадки:

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну.

(ИГОЛКА)- показывается картинка

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щеки и носы.

(ЙОД)- показывается картинка

- Назовите первые звуки слов-отгадок (И, Й)

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы «И» и «Й».

2. Характеристика звуков «И» и «Й»

- Звук [и] – гласный или согласный? (Гласный, мы его можем пропеть).

- Давайте пропоем звук [и] (И-И-И-И)

- А звук [й]? Гласный или согласный звук? (Согласный, мы его не можем пропеть (Й-Й-Й-Й)

- Чем же они похожи? (В написании букв)

3. Игра «Поймай звук»

- Ребята, я буду произносить ряд звуков, слогов и слов. Если вы услышите звук «и» - хлопайте в ладоши, а если услышите звук «й», топайте ножками. Приготовились. Начали:

• Й, У, А, И, А, У, Й, О, И, О, У, И, Й.

• ИК, ОЙ, ИМ, АЙ, КИ, ИЙ.

• ЕЛЬ, ИВА, ЙОД, ИНДЮК, ЙОГУРТ, ИГОЛКА, МЫШЬ, МАЙКА, ФИЛИН.

4. Упражнение «Преобразование слов»

САРАИ — САРАЙ,

ГЕРОИ — ГЕРОЙ,

ТРАМВАИ — ТРАМВАЙ,

ЗМЕИ - ЗМЕЙ

5. Упражнение «Назови слова на букву…»

- Назовите по одному слову со звуком [и]

- Назовите по одному слову со звуком [й]

6. Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём. И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

7. Соотнесение звуков и букв «Й - И»

Послушайте стихотворение:

Буква «Й» и буква «И» -

Очень схожие они.

Палки две,

Еще косая перекладина такая.

- Чем похожи буквы «Й» и «И»? Чем отличаются?

8. Работа с карточками (№4)

- Раскрась все буквы «И» в красный цвет, все буквы «Й» в синий.

9. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

10. Работа с учебником (стр. 83-84)

1. Чтение слов и сопоставление слогов и слов с буквами «И» и «Й»

2. Рассматривание иллюстраций. Определение разницы в значении слов

- Изменяется ли значение слов при замене букву «И» на «Й» и наоборот?

3. Чтение текста «Тай» (с читающими детьми)

11. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»

-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

- Как молчишь? – Вот так (прикрыть ладонь рукой)

- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

12. Работа в тетради.

Списывание предложений с «Букваря» :

МОИ КУКЛЫ. МОЙ ЗАЙКА. МОИ ШАРЫ.

- Подчеркните все буквы «Й» синим карандашом, а все буквы «И» красным карандашом.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

-Наше занятие подошло к концу. Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что вам больше всего понравилось?

Звук [й] и буква «Й»

(занятие 5)

Цель: Формирование навыков чтения и написания коротких предложений.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет слово со звуком [й]

II. Основная часть

1. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение темы занятия.

- Представьте, что вы порезали пальчик. Как вы вскрикните? (Ай! Ой)

- Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й].

- А чем надо помазать ранку? (Йодом). Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й].

- Дайте характеристику звуку [й].

- И сегодня на занятии мы будем продолжать работать над звуком и буквой «Й».

3. Игра «Дополни словечко»

- Отгадайте слово, добавив в конец слова звук [й] :

ЧА, СИНИ, КАРАВА, ГЕРО, БО, МУРАВЕ, ТРАМВА.

4. Упражнение «Слово со звуком [й]»

- Давайте попробуем определить, в каких еще словах может встречаться звук [й]. Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук [й] :

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (Чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

5. Упражнение «Как правильно?»

- Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не делаете, а если есть ошибка- хлопаете в ладоши и исправляем предложение.

Кошка поймала мышку.

Лапа сосет медведя.

За зимой наступило лето.

Фонарь освещается улицей.

Пешеход переходит дорогу.

6. Физминутка

Ты за партой не ленись! (погрозить пальцем)

На зарядку становись! (встать по стойке «Смирно»)

Руки вверх!

Руки вниз!

В лево, право повернись.

Вперед, назад наклонись.

Тихо плавно опустись!

(Выполнение движений по тексту)

7. Чтение слогов и слов с доски.

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

8. Работа с карточками (№5)

- Помогите ЙОГУ пройти до ЙОГУРТА, прокладывая дорожку только по буквам «й».

9. Работа с учебником (стр. 86)

1. Рассматривание иллюстрации

2. Чтение слов и коротких предложений

3. Чтение и разбор предложений:

Вот мой зайка. Он серый. Зайку зовут Тай.

10. Пальчиковая игра

Мы ладошкой потрясем –

Каждый пальчик разомнем!

(трясем кистями рук)

1,2,3,4,5 – мы начнем опять писать!

(поочередно загибаем пальцы)

1,2,3,4,5 – за письмо получим пять

(поочередно разгибаем пальцы)

11. Работа в тетради.

Списывания с доски коротких предложений:

Вот мой зайка. Он серый. Зайку зовут Тай.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

-Наше занятие подошло к концу. Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

– Что понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста «Буква О и звук [О]. Закрепление» Буква О, звук [О] (закрепление)Цель:подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: узнавать букву среди других букв, называть букву,.

Серия конспектов по лего-конструированию Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня представляю вашему вниманию, совместно с творческой группой (Попова Е. В., Бицура О. В. и я, серию.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия конспектов занятий по чтению и письму для детей с умственной отсталостью по теме «Звук [й] и буква Й»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 09:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия конспектов занятий по чтению и письму для детей с умственной отсталостью по теме «Звук [й] и буква Й»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бекенеева (УИ 1399387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД