Людмила Тихонова
Опыт работы «Сенсорные сказки для развития связной речи в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные сказки для развития связной речи в подготовительной группе (из опыта работы)
Подготовила : воспитатель Тихонова Л. С.
Публикация «Опыт работы „Сенсорные сказки для развития связной речи в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорные сказки в подготовительной группе, как правило, ограничиваются сказками с готовыми различными театрами (теневым, игрушечным, на руку и т. д.). Не озвучивается, что продолжается развитие сенсорных эталонов (фонем русского языка). А это очень важно! Дети готовятся к школе. Связная речь просто необходима. В первом классе дети не только читают достаточно большие тексты, но и пересказывают их! Вот такой спасительной формой работы с детьми по развитию связной речи и стала сенсорная сказка. Мы использовали разные виды сенсорных сказок : песочные,
с готовыми играми – макетами, с использованием сенсорных предметов-помощников и готовыми сенсорными играми, сказки из рюкзачка.
Сказки с использование сенсорных игр, с развитием тактильных и осязательных ощущений гораздо ярче и легче воспринимаются детьми. Вызывают живой интерес у детей и побуждают самих рассказывать сказки, этим развивая связную речь. Такая сказка запоминается и воспроизводится даже детьми со слабым уровнем развития и детьми с овз. На начальном этапе воспитатель или родитель поддерживает ребят, направляет и подсказывает. А потом можно устраивать настоящие соревнования по сказкам : «Какая сказка интереснее?» (Из одних и тех же предметов). Чья сказка веселее? Какая сказка была самая добрая? И т. д.
При использовании такой формы как сенсорная сказка, дети вспоминают сказочную форму. Чем отличается сказка? (в ней есть волшебство). Чему учит сказка? Какими словами начинается (заканчивается) сказка? Какие события могут произойти в сказке? Какие волшебные предметы могут встретиться в сказке? (Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебный клубочек, волшебная палочка и многие другие).
При рассказывании таких сказок затрагивается и эмоциональная сторона. Сказку дети могут рассказать и грустную, и веселую, и страшную, и удивительную, и смешную. Чем больше эмоций подключается, тем интереснее получается сказка не только для рассказчиков, но и для зрителей.
Сейчас у нас стали актуальны сказки из рюкзачка. Так условно мы назвали эту группу сказок. Может использоваться не только рюкзачок, но и шкатулка, мешочек, тазик с крупой и другие предметы, куда можно сложить героев сказки и предметы, использованные для рассказывания сказок. Смысл этой сенсорной сказки в том, что нужно подобрать фигурки главных героев для сказки и предметы для сказки. Только главных героев брать нежелательно, так как придумывать такую сказку сложно. Герои должны действовать. А для этого нужны предметы помощники. Ими могут быть игрушки (деревья, кусты, цветы, волшебные предметы, транспорт и другие). Все это складывается в рюкзак. Дети по очереди достают по одному предмету, осматривают его и включают в сюжет сказки. Сказки могут быть ожидаемые (когда участники знают, какие примерно предметы лежат в рюкзаке) и неожиданные (когда не знают). Ожидаемые полегче рассказывать, а неожиданные интереснее. Дети каждый день несли свои рюкзачки, вдруг из их рюкзака сказка будет самая интересная!