Снежанна Гурьянова
Сенсорные игры как средство развития и взаимопонимания аутичного ребенка
Сенсорные игры, как средство развития и взаимодействия с аутичным ребенком
Мир «особого ребенка» интересен и пуглив,
Мир особого ребенка непонятен и игрив
Неуклюж, порою страшен, добродушен и открыт
Мир особого ребенка, открыть тайны не спешит.
Публикация «Сенсорные игры как средство развития и взаимопонимания аутичного ребенка» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Что же такое сенсорная игра – это тип игровой деятельности, которая стимулирует чувства детей.
Сенсорные игры, помогают детям с растройством аутического спектра, улучшить контактность с окружающей средой, адаптироваться в социуме, скорректировать нежелательное поведение, а также укрепить связь с родителями.
Частая проблема, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с РАС – неудовлетворенность в общении со своим ребенком, непонимание его эмоций, желаний, его потребностей. Помочь наладить контакт, разобраться в какой-то проблеме, подсказать решение, способны сенсорные игры с ребенком.
Для этого необходимо создание теплого психологического климата в окружении ребенка, как дома, так и в учреждении. Очень важно, чтобы окружающая среда не была угрожающей, враждебной, а наоборот способствовала уменьшению сенсорного барьера, который отделяет внутренний мир ребенка от внешнего.
Сенсорные игры, помогают в решении очень многих задач:
- они помогают возникновению эмоционального контакта со взрослым, развивают доверие к человеку.
- сенсорные игры помогают ребенку получить переживание приятных эмоции, избавление от напряжения, что конечно, положительно сказывается на поведении и настроении ребенка.
- получение ребенком новой сенсорной информации, важно для расширения кругозора, представлений об окружающем мире.
- внесение в игру новых социальных смыслов, подчинение сюжету, приближает ребенка к миру людей дает новые представления, понимания социальных взаимоотношениях.
Еще раз хочу подчеркнуть, что понимание возможностей ребенка с аутизмом, является одной из центральных проблем, с которые могут помочь справиться Сенсорные игры. Они являются своего рода творческими работами ребенка. К тому же, продукты творческой деятельности, являются диагностическим показателем динамики псих. развития.
Ребенок может заниматься, выполнять творческое задание по инструкции, самостоятельно, с помощью взрослого. Материал для игр может быть самым многообразным:
- пластилина, зубной пасты, теста, пены и т. п. (замок из пены, снежинки из пасты.).
- игры с красками, водой, мыльными пузырями (смешивание красок, переливание воды, разнообразная форма мыльных пузырей)
- игры со светом и тенями (разнообразные подсветки, тени)
- с крупами и пластичным материалом (пересыпание, формирование)
- сенсорные звуковые игры, (что шумит, что звучит, муз инструмаеты, звучащие предметы;
- подвижные (ощущение, движения)
- с тактильными ощущениями (разнообразие тактильных материалов)
- игры с яркими дидактическими пособиями для сортировки или складывания различных фигур, апликации, сценки с пальцевыми куклами
- предметные игры (внимание на свойства предметов) игры с мячом, посуда, коробки)
- специальные компьютерные программы
- обонятельные, вкусовые и др.
Важно отметить стереотипные игры (любимые, многократно повторяющиеся). Они могут помочь взрослому наладить контакт с ребенком, если аккуратно внедриться в процесс игры. Необходимо постепенно, ненавязчиво подкреплять ее новыми элементами и сюжетами.
Чем больше видов сенсорных игр будет предложено ребенку, тем ярче и положительно эмоциональных эмоций он получит. Но предлагать что-то новое нужно постепенно, «малыми дозами», разрабатывать не сложные, не затянутые сюжеты.
Очень важно, особенно на первом этапе занятий сенсорными играми ориентироваться на собственные желания ребенка.
В итоге вы будете лучше чувствовать сенсорный мир ребенка, лучше предугадывать причины возникающих сложностей во взаимоотношениях и в восприятии окружающего мира.
,