Светлана Иванова
Сенсорное воспитание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. И. М. Сеченов утверждал, что «сущность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве». Значит, от правильного и своевременного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.
Идея И. М. Сеченова раскрытие в трудах К. Д. Ушинского. В сочинении «Человек как предмет воспитания» подчёркивается особое значение раннего сенсорного развития.
Подчёркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М. Манасеина утверждала: «чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением в особенности, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Разработанная М. Манасеиной система приёмов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Немаловажное значение она придавала продуктивной деятельности (рисованию, лепке и т. п.). М. Монтессори также уделяла сенсорному воспитанию огромное внимание. Она считала, что сенсорика - это основа интеллектуального развития.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. Тихеева, Л. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними отличается изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение формы предполагает знакомство с квадратом, треугольником, кругом, прямоугольником, овалом.
Позднее может быть введена трапеция. Во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую фигуру, называть её и действовать с нею.
В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. А также выделение разных измерений величины - длины, ширины, высоты, толщины.
В настоящее время вопросами сенсорного воспитания занимаются Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. А. Михайленко и др. JI.А. Венгер в книге «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» предлагает последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами. В этом пособии идёт речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Но и не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства пространственных отношений.
Позднее я изучила авторскую программу «Развитие», раздел «сенсорное воспитание», который опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994 год №2. Авторы утверждают, что сенсорное развитие должно занимать одно центральных мест в работе с детьми. Кроме этого я познакомилась с работой воспитателей детского сада №66 г. Москвы А. В. Колядиной и Г. Н Нечаевой, которые использовали в своей работе специально разработанный цикл занятий для младших дошкольников.
Я полностью согласна с авторами программы «Развитие» и поддерживаю мнение педагогов и психологов о сенсорном воспитании детей, что ознакомление с сенсорными эталонами должно быть последовательным и оно должно занимать одно из ведущих мест в работе с детьми.
Работу над сенсорным воспитанием начала с обследования каждого ребёнка на знание цвета и формы. Опираясь на результаты обследования, я дополнительно ввела в сетку занятий - занятие по сенсорному воспитанию, цель которых - познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким признакам.
На каждом занятии ставилась задача познакомить детей с одним или двумя цветами, формой и измерениями величины. Были трудности у некоторых детей в запоминании цветов. Например, Стёпа М. никак не мог запомнить красный цвет, а Илья В. - зелёный. Э то очень мешало им на таких занятиях как рисование, аппликация, лепка. Когда дети рисовали траву, Паша постоянно спрашивал, какого она цвета, где зелёный цвет? В результате он отвлекался сам и отвлекал других детей, не успевал, плохо рисовал. На помощь к нам пришли дидактические игры. Дидактические игры я использовала и па занятиях, и в свободное от занятий время.
1. «Что бывает зелёного цвета?» (Дети придумывали, вспоминали, что бывает зелёного цвета - огурец, крокодил, трава, листья и т. п.)
2. «Подбери по цвету».
3. «Угадай про кого это?» (Я описывала одежду одного из ребёнка, а дети должны были отгадать, про кого я говорю.)
Некоторые цвета мы могли опредмечивать. Например: жёлтый - лимонный, оранжевый - апельсиновый и т. п. Так мы познакомились с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, белый и их названиями.
Параллельно с цветом я знакомила детей с геометрическими формами. На первом занятии закрепила знания детей о круге и квадрате. Сравнивая их, детям было легче выделить их основные различия. Круг - круглый, он может катиться, у него нет углов. А квадрат катиться не может, у него четыре угла и все стороны равны. У каждого ребёнка был раздаточный материал. Все дети могли обследовать их своими руками, провести испытания. Всё это помогло всего лишь за одно занятие закрепить знания детей о круге и квадрате. Затем перешли к изучению треугольника и овала. Используя те же методы: сравнение обследование дети легко и быстро осваивали геометрические фигуры. Если детям легко дался овал, то с прямоугольником было совсем иначе. Сравнивая его с квадратом, мы выделили его основные свойства (две стороны короткие, две длинные, а также находили, чем они похожи (и у квадрата и у прямоугольника есть четыре угла). Вместе с детьми придумывали, на что похож прямоугольник. Дети сравнивали его с доской, пеналом, линейкой и т. н. И всё же прямоугольник трудно запоминался. Мне кажется, что детей пугало это труднопроизносимое слово. Если ребёнок не мог произносить это слово, прямоугольник, то он краснел, замыкался и стеснялся. Поэтому я старалась не давить на детей, не требовала от детей именно этого названия. Для меня было важно, что ребёнок, показывая на прямоугольник, не говорил, что это квадрат, а опредмечивал его
(т. е. называл его дощечкой). Значит, у ребёнка было какое-то понятие. На этих же занятиях учила детей сравнивать предметы по величине разными приёмами (приложением, наложением). Формировала представление детей о длине, ширине, высоте. Особое внимание уделяла развитию глазомера.
Знакомя детей с сенсорными эталонами нельзя забывать о формировании речевых навыков. Когда в начале работы я обследовала каждого ребёнка, то столкнулась с тем, что на глаз ребёнок знает этот цвет или форму, а назвать не может. Например, когда я просила Диму К. показать красный цвет, он показывал. Но когда я меняла форму задания, просила назвать какой это цвет, он молчал. Поэтому большое внимание я уделяла формированию речевых навыков.
На первых занятиях я подробно обговаривала все свои действия, комментировала действия детей, оценивала результаты работы, вопросами вовлекала в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. С этой же целью я ввела новое правило к дидактическим играм. Каждое действие своё ребёнок должен был обговаривать. Например: игра «Геометрическое домино». Когда ребёнок ставил домино, он должен был сказать, почему ставит ее сюда и назвать цвет и форму фигуры. Наши дети очень полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимались с разными дидактическими играми. Весь материал, который используется на занятиях, хранится в специально отведённом месте и доступен в любое время. Я считаю, что дидактические игры и упражнения наряду с занятиями являются основным средством сенсорного воспитания. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить все задачи сенсорного воспитания. Дидактические игры широко использовались мною в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. Вначале я предлагала детям игры, воздействующие на развитие одного сенсорного эталона. Например: «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Спрячь мышку». Затем предлагала игры, воздействующие на несколько сенсорных эталонов. Например: «Геометрическое домино» (цвет и форма, «Радуга» (цвет, длина, ширина, игры на фланелеграфе. С помощью родителей изготовили фланелеграф и разнообразные геометрические фигуры (отличающиеся по цвету, форме, величине). Вместе с детьми придумали серию игр на фланелеграфе. Это: «Выложи узор», «Собери картинку», «Круги и углы», и еще много других игр.
Освоив сенсорные эталоны, дети стали лучше заниматься по всем другим занятиям. Особенно это было заметно на занятиях по изодеятельности и конструированию. В рисунках, лепке, аппликации дети стали лучше передавать такие характерные внешние признаки, предметов, как форма, величина, строение, цвет. Рисунки стали ярче, дети научились создавать изображения, в которых облик предмета стал узнаваемым детьми и взрослыми.
Дети перестали говорить «Я не могу», «У меня не получается». Исчезли страх и скованность на занятиях.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети стали с интересом рассматривать картины, описывать их. Расширился и обогатился словарный запас детей. Знание цвета помогло детям усвоить правила дорожного движения, работу светофора, различные дорожные знаки.
У детей улучшилось эстетическое восприятие. Дети стали видеть красоту своей одежды, появился интерес к яркой одежде, к украшению столов цветами. Мир простых вещей стал восприниматься как чудесный и прекрасный.
В средней группе я продолжила работу по сенсорному развитию. В этой группе уже не было отдельных занятий по сенсорному развитию. Эта работа проводилась как часть занятий по изодеятельности и математике, а также в форме дидактических игр и упражнений в свободное время.
У детей закрепляются знания о цветах спектра, дети знакомятся с их оттенками, расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают и возможности получения некоторых цветов путем смешивания, выделяют голубой цвет.
Здесь нам помогали такие игры и упражнения, как «Окраска воды», «Развиваем наблюдательность».
Продолжила работы по закреплению знаний детей о 5 фигурах, особенно прямоугольника и познакомила детей с новой фигурой - ромбом. Эту фигуру дети сами выбрали для изучения и стали придумывать и вспоминать, на что она похожа (узоры на вышивке). Я же со своей стороны предложила детям еще познакомиться с четырехугольниками и разновидностями треугольников. Большое внимание уделяла заданиям на самостоятельное изготовление фигур, делению фигур на части и получению новых. А также составлению геометрических фигур из других фигур:
Так как в средней группе осваивают работу с ножницами, то почти на каждом занятии по математике или изодеятельности включалась работа с ножницами.
Работа с ножницами продолжалась и в свободное время (разрезание салфеток на 4 части). Продолжила работу по ознакомлению детей с объемными телами. Кроме шара и кубы дети узнали цилиндр и конус. Особое внимание уделяла дидактическим играм и упражнениям. Например, игра «сложи квадрат», «геометрическое домино», упражнения: «прямоугольники», и упражнения на развитие восприятия треугольников. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие игры: сложи фигуру из палочек. Очень нравится детям игра «рамки и вкладыши». Эта игра развивает детей в нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей по владению письмом и рисованием;
3) знакомит с геометрическими терминологиями - названиями фигур.
В эту игру можно играть с раннего возраста и продолжать играть во всех других группах, постепенно усложняя ее.
В средней группе я также предлагала детям игру «Вырез». Цель игры: научить детей узнавать, какая фигура получится в результате среза, сделанного в квадрате, сложенном вчетверо. Необходимо по предложенной четверти квадрата с вырезом догадаться, каким будет квадрат, то есть мысленно «развернуть» квадрат. Эту игру я нашла в журнале «Дошкольное воспитание» 1994 год, №11, где она предлагалась проводиться как занятие.
Постепенно к концу года мы с детьми перешли к играм творческим, требующим смекалки, сообразительности, обучающим моделированию.
К концу средней группы 90% детей усвоили все предлагаемые геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки и признаки величины. В старшей группе возможности сенсорного воспитания значительно возрастают. На занятиях продолжала решать программные задачи. В этой группе использовала разные типы дидактических игр и упражнений. На первое место выдвинулись игры с правилами. У детей повысился интерес к настольно-печатным играм «Времена года» и др.
Большое значение приобрели словесные игры: «Отгадай, о каком предмете так можно сказать», «Скажи наоборот»; словесно-подвижные игры, а также игры и упражнения на развитие глазомера и координации движений; игры-головоломки, различные ребусы, которые мы брали из детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».
Усложнение игр идёт как по линии сенсорных задач, так и овладения детьми более сложными игровыми действиями. В играх дети закрепляют свои представления многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности, применяют сенсорные эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов явлений.
Большое внимание уделяла играм, подготавливающих ребят к школе, обучающих моделировать, игры на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, развивающих фантазию и воображение.
Мною использовались игры-соревнования «Кто больше знает и умеет», игра «Школа». Большое внимание уделяла играм на составление плана. Игра так и называлась «Составь план». А также проводила занятия «Выставка игрушек», «Показ мод» и занятия по методу «Триз». Так на одном занятии мы вместе с детьми по методу фокальных объектов (МФО) придумали новое солнышко (железное, квадратное, серебристо-чёрное). Также использовала игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».
Знание сенсорных эталонов поможет детям в усвоении многих предметов в школе. Из 24 постоянно посещающих детский сад прошли в класс шестилеток 10 детей. Ещё 7 могли бы тоже пройти, но отказались по разным соображениям родителей или по состоянию здоровья. Остальные дети также обладают хорошими познаниями в сенсорике. Они не пошли в школу лишь потому, что не подходят по возрасту или не обладают усидчивостью. Согласитесь, что результат не плохой. В дальнейшем я бы хотела начать работу по сенсорному воспитанию с другой группой именно в раннем возрасте (с 1,5 лет).
Литература:
1. журналы «Дошкольное воспитание» за 1994 год, JN^2,4,5, 11.
2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей».
3. Никитина «Развивающие игры».
4. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду».
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка».