Анна Корчагина
Экологическое воспитание детей в детском саду
▼ Скачать
Мир природы! Это и чарующий взор краски,
это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий
в нас новые силы. Это и несметные богатства,
которые людям надлежит беречь и преумножать…
Валова З. Г, Моисенко Ю. Е.
Экологическое воспитание - это одно из направлений дошкольной педагогики, которое имеет отличие от традиционного – знакомство ребят с природой. В дошкольный период в процессе целенаправленного педагогического влияния у дошкольников возможно развивать начало экологической культуры – осмысленно - верного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые являются частью их окружения в данный этап жизни. Осмысленно - верное отношение вырабатывается при условии близкого контакта и разных форм взаимодействие дошкольника с растениями и животными, которые находятся на территории детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, любое существо имеет право на собственный «дом», где есть все необходимое для его существования.
Публикация «Экологическое воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
К экологическому воспитанию можно отнести и то, что в период дошкольного детства в малыша должно быть заложено первоначальное осознание определенных факторов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, которое нуждается в абсолютных конкретных условиях; человек как природопользователь, которой потребляет в своей жизни запасы Земли, который охраняет природу и по возможности восстанавливает ее богатства. Необходимым методом экологического воспитания считается слово, его верное использование в разных видах работы с дошкольниками.
В системе непрерывного экологического образования и воспитания актуальны все факторы, но основа, где развивается личность - это Семья. И в случае, если основа заложена плохо, то все оставшиеся звенья дадут серьезный сбой и тогда придется очень много перестраивать в отношении человека к природе, который отражает степень его культурно - умственного становления. В этом случае работает золотое правило экологии: «Относить к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». С какого возраста нужно развивать любовь к природе? С самого рождения малыша! Все начинается со средств народной педагогике - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, где очень много навеяно природой. Большинство родителей экологически безграмотны, они не дают своим детям самых простых знаний о природе, а возлагают обязанность за образование и воспитание своих малышей на образовательные учреждения. В общении с родителями нужно доводить до них мысль о том, что развитие культуры природолюбия нужно начинать, прежде всего с самого себя. Делая конкретные действия по отношению к природе, надо задумываться о будущих поколениях. Надо подарить им радость общения с природой!
В данный момент невозможно не заниматься экологическим воспитанием и его формированием, в какой бы области не специализировался преподаватель. Экология не только наука - мировоззрения современных людей, которые осознают свою значимость за будущее нашего общего дома - планеты Земля, такой прекрасной, такой огромной и такой ранимой…Дошкольный возраст - самоценный период в формировании экологической культуры человека. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно и может осуществлять только преподаватель, владеющий знаниями в сфере экологии. Недостающая биологическая и экологическая подготовка педагогов отражается на степень тех знаний и умений, которые они формируют у дошкольников. Речь педагога и ребенка должна быть доброй - ребенку нужно ощутить поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий. Такая работа должна быть общей - педагога с ребенком в группе, педагога с детьми на участке, коллектива педагогов со старшими дошкольниками на всей территории детского сада.
Основной смысл имеет практическая работа детей. Самостоятельный или совместный с педагогом труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию важных условий для существования животных и растений позволит приобрести дошкольникам умения, нужные способы практического «общения» с природой. Личные проявления ребенка в практической работе - это продемонстрировать уровень их экологического воспитания и экологической культуры. Представленная технология экологического воспитания гарантирует всестороннее становление дошкольника. Весомое место в технологии занимают следующие темы: «Леса», «Воды». Дошкольники знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значение леса в жизни человека: Лес - это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема «Вода» дети уточняют представления об ее свойствах, значение в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.
Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ. Эстетическое развитие сопряженно с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
При наличии хорошего участка детский сад может организовывать «экологические пространства» на своей территории. Территория детского сада должна быть хорошо озеленена. Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и как липа, рябина, ива, дуб, ясень. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы.
На участке детского сада должно быть много цветов - детский сад должен стать действительно цветущим садом. Цветы вызывают радость и умиротворение – их должно быть много. При наличии хорошего участка, детский сад может создавать «экологические пространства» нового типа. Взаимозависимость мира природы и мира человека находит свое осмысление уже в дошкольные годы. Именно детский сад является методом встреч ребенка с природой и ее образами, средой соединения культуры человека и природного мира.