Лариса Алексеева
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В старшей группе (от пяти до шести лет) перед воспитателем стоят следующие задачи:
Публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость.
• Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
• Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. П
• Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда : картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. В этом вам помогут различные наглядно-дидактические пособия. Обращать внимание детей на то, как произведения художников, писателей украшают жизнь людей, делают ее интереснее.
• Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
• Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
• Учить детей наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
• Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
• Стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
Самообслуживание:
• Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
• Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
• Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
• Развивать у детей желание помогать друг другу.
Хозяйственно-бытовой труд :
• Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.
• Формировать умение наводить порядок на участке детского сада : подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице.
• Приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
• Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе :
• Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.
• Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
• Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы, сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.
• Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Ручной труд :
• Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
• Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
• Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др., прочно соединяя части.
• Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.
• Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал, ремонту книг, настольно-печатных игр.
• Развивать творческое воображение, художественный вкус.
• Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
• Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
• Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)