Аветисян Милена Артуровна
Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей доу
1. 1. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» /рекомендации для воспитателей ДОУ// рекомендации для воспитателей ДОУ/ Автор : Шмелева Ольга ЕвгеньевнаАвтор: Шмелева Ольга Евгеньевна /воспитатель муниципального/ воспитатель муниципального бюджетного дошкольногобюджетного дошкольного образовательного учреждения детскогообразовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида ссада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемприоритетным осуществлением деятельности по направлениюдеятельности по направлению физического развития воспитанниковфизического развития воспитанников № 444. /№ 444. /
Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста, Рекомендации для воспитателей ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
2. 2. Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
3. 3. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей) Сенсорное развитие – формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений) – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное воспитание – совершенствование у детей сенсорных процессов; включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, т. к. в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Понятие сенсорной культуры, сенсорного развития, сенсорного воспитания и сенсорных эталонов
4. 4. имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. составляет фундамент общего умственного развития ребенка Сенсорное развитие :Сенсорное развитие :
5. 5. Определение уровня развития сенсорной культуры детей раннего возраста складывается из нескольких составляющих: - представления о цвете- представления о цвете - представления о форме- представления о форме - представления о величине- представления о величине - тактильные ощущения (представления о свойствах предметов)- тактильные ощущения (представления о свойствах предметов) - уровень развития мелкой моторики руки- уровень развития мелкой моторики руки
6. 6. Диагностические методики: Критерий оценкиКритерий оценки Название методикиНазвание методики Цвет (7 цветов спектра +Цвет (7 цветов спектра + черный, белый)черный, белый) Разноцветная мозаика (Забрамная С. Д.)Разноцветная мозаика (Забрамная С. Д.) ФормаФорма() На что похоже? (Гатанова Н., Тунина Е.)На что похоже? (Гатанова Н., Тунина Е.) Назови фигуру (Лаврентьева Т. А.)Назови фигуру (Лаврентьева Т. А.) ВеличинаВеличина Матрешка 2, 4, 6-составная (Гатанова Н. ,Матрешка 2, 4, 6-составная (Гатанова Н., Тунина Е., Венгер Л. А.)Тунина Е., Венгер Л. А.) Пирамидка (Гатанова Н., Тунина Е. ,Пирамидка (Гатанова Н., Тунина Е., Венгер Л. А.)Венгер Л. А.) Мисочки (Венгер Л. А.)Мисочки (Венгер Л. А.) Тактильные ощущенияТактильные ощущения Дорожки («Найди – я назову»)Дорожки («Найди – я назову») Волшебный мешочек («Назови, какой»)Волшебный мешочек («Назови, какой») Мелкая моторика рукиМелкая моторика руки Пальчиковые игрыПальчиковые игры Собери в коробку (Гатанова Н., ТунинаСобери в коробку (Гатанова Н., Тунина Е.)Е.) ШнуровкаШнуровка
7. 7. Развивая юных исследователей педагог должен ориентироватьсяРазвивая юных исследователей педагог должен ориентироваться на основные задачи: на основные задачи: - развитие ориентировочно-исследовательских действий; - развитие у детей представлений о сенсорных эталонах; - ознакомление детей с общепринятыми способами использования сенсорных эталонов - развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять признаки предметов, группировать их по этим признакам
8. 8. ЭТАПЫ ЗНАКОМСТВА РЕБЕНКА СО СВОЙСТВМИ ПРЕДМЕТОВ: ЭТАПЫ ЗНАКОМСТВА РЕБЕНКА СО СВОЙСТВМИ ПРЕДМЕТОВ: - Накопление сенсомоторного опыта - Формирование представлений о различных свойствах предметов (сличение – выбор по названию – самостоятельное называние) - Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования - Развитие аналитического восприятия
9. 9. пальчиковая гимнастика элементарная продуктивная деятельность: - выкладывание из мозаики; - рисование в воздухе; - рисование различными материалами (карандашом, мелом, краской); - работа с бумагой (аппликация); предметная деятельность МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ используемые в работе по сенсорному развитиюМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ используемые в работе по сенсорному развитию : дидактические игры развивающие игры: - перебирание мелких предметов; - шнуровка, нанизывание; - застежки (пуговицы, крючки, молнии, замки, крышки); - конструктор; - кубики; - вкладыши;
10. 10. Одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах (размер, окраска, материал) После занятия игрушки нужно предоставлять детям для самостоятельных игр Большая часть времени на занятии используется для самостоятельных действий ребенка с предметами Игры могут повторяться пока большинство детей не овладеет соответствующими умениями Пособия предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ :МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ :
11. 11.! Особое место в работе отводится созданию и обогащению развивающей предметно пространственной среды в группе, стимулирующей развитие сенсорной культуры детей Все материалы можно разделить на группы: Для развития представлений о цвете Для развития представлений о форме Для развития представлений о величине Для развития тактильных ощущений Для развития мелкой моторики руки Комплексные пособия Также можно выделить: Промышленные пособия Пособия-самоделки
12. 12. Создание и обогащение РППССоздание и обогащение РППС
13. 13. Игра Цели Игры и упражнения Октябрь 1. Цветок для бабочки 2. Аленкины игрушки 3. Ежики 4. Паровозик из Ромашково 5. Листопад Ознакомление с названиями цве тов. Обучение соотнесению предметов по цвету и обозначению результата словами «такой», «не такой», выполнению действий по подражанию. Формирование восприятия пространственных отношений и обучение воспроизведе-нию их по подражанию Продолжать знакомить с названиями цветов, соотнесению предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством Продолжать учить детей узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Обучение ориентированию в помещении. Формирование понятий «много» и «один». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию с использованием слов «большой», «маленький», чередованию по цвету Найди цветок для бабочки. Бабочки. Внизу — наверху Чудесный мешочек. Кукла Аленка. Собираем мячики. Домики для ежат. Зайка и ежик. Прищепки. Здравствуй, паровозик! Поезд. Соберем букет Разложим листочки Дорожка из листьев. Домики для листочков Примерное тематическое планирование нод по развитию сенсорной культуры в первой младшей группе.
14. 14. Игра Цели Игры и упражнения Ноябрь 6. Оденем зайчика 7. Поиграем с пирамидками 8. Что за гости? 9. Поиграем с кошкой и собачкой Обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар Обучение соотнесению предметов по размеру. Развитие координации движений. Обучение группировке по цвету Развитие зрительной памяти, внимания. Обучение объединению элементов в целостный об-раз. Развитие умения имитировать заданный образ Продолжать формировать понятия «один», «еще один», «большой», «маленький», «сверху», «внизу», «рядом»; обучение умению различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола. Поиграем с зайкой. Зайчик и барабан. Оденем зайку Соберем пирамидки. Разложим колечки по цвету Собери картинку. Изобрази животных. Что изменилось? Зайчик Строим башню Инструменты. Кто там стучит?
15. 15. Игра Цели Игры и упражнения Декабрь 10. Матрешки 11. Чудесная коробочка 12. Наведем порядок 13. Снеговик Уточнить, насколько хорошо понимает ребенок речевые инструкции с предлогами («в», «на», «за», связанные с выполнением знакомых ему заданий на изменение положения предметов в пространстве относительно самого ребенка. Обучение группировке разнородных предметов по цвету Обучение группировке однородных предметов по цвету и форме. Ознакомление с геометрической формой кругом. Развитие артикуляторного аппа-рата Обучение группировке однородных предметов по цвету, соотнесению предметов по размеру, воспроизведению пространствен ного расположения элементов конструкции по подражанию Обучение выкладыванию несложных плоскостных предметов в горизонтальной плоскости, ориентированию на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. Играем с платочками. Как у наших у ребят. Помоги матрешке найти свои игрушки. Чудесная коробочка. Разноцветная дорожка. Веселый Язычок Соберем пирамидки по цвету. Построим башни Снеговик. Что мы делали. Погреем ручки
16. 16. Игра Цели Игры и упражнения Январь 14. Фонарики 15. Птенчики 16. Три медведя Развитие умения составлять целое из частей. Обучение соотнесению предметов по цвету. Развитие умения сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, размеру Обучение умению находить признаки сходства и различия пред-метов, соотнесению предметов по форме. Продолжать формировать понятия «один», «много». Обучение сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар. Тренировка в узнавании и назывании цвета, размера с использованием слов «большой», «поменьше», «маленький». Ознакомление с геометрической формой квадратом. Соберем фонарики. Елочка. Найди лишний фонарик Птичка и птенчики. Найди лишний листочек. Найди домик для листочка Три медведя. Мишка косолапый. Разноцветные дорожки.
17. 17. Игра Цели Игры и упражнения Февраль 17. Любопытный Мишутка 18 Курочка и цыплята 19. Маша и медведь 20. Бабочки Продолжить ознакомление с геометрической формой квадратом. Обучение группи ровке однородных предметов по форме, цвету и размеру Обучение восприятию предметов в количестве один, много, ни одного. Ознакомление с понятием «цвет». Развитие памяти, внимания, мышления. Обучение восприятию предметов в количестве один, много, ни одного. Обучение выполнению действий в соответствии с условным обозначением (работа с палочками) Обучение соотнесению предметов по цвету, объединению элементов в целостный образ. Формирование понятий «много», «один», «ни одного». Развитие речевого дыхания. В гостях у квадратов. Медвежата. Мишуткины задания. Курочка и цыплята. Что изменилось? Пирожки в корзинке. Солнышко и дождик. Выложим домик из палочек. Посади бабочку на цветок. Подуем на бабочек. Сложи бабочку
18. 18. Игра Цели Игры и упражнения Март 21. Построим дорожку 22. Поиграем с мышками 23. Поиграем с зайками Закрепление понятий «большой», «маленький». Обучение различению и называнию основных цветов, обучение соотнесению предметов по размеру, уме нию находить признаки сходства и различия предметов Обучение различению и названию основных цветов. Закрепление понятий «боль шой», «маленький». Обучение соотнесению формы прорези и вкладки. Тренировка в объединении элементов в целостный образ. Развитие творческого воображения Построим дорожку для ежика. Найди лишний кирпичек Спрячь мышку в домик. Здравствуй, зайка! Зайка серенький сидит. Почтовый ящик. Сложи зайку.
19. 19. Игра Цели Игры и упражнения Апрель 24. Флажки 25. Кто к нам в гости пришел? 26. Елочки и грибочки 27. Лисичкасестричка Обучение группировке предметов по цвету и размеру. Развитие слухового внимания, координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. Формирование представления о пространственных отно шениях Обучение группировке однородных предметов по цвету. Развитие умения составлять целое из частей. Обучение громкому и тихому произношению Обучение фиксированию внимания на изображении предметов разных цветов. Чередованию предметов по цвету, группировке однородных предметов по цвету. Обучение чередованию предметов по цвету, соотнесению формы прорези и вкладки. Закрепление знания названий основных цветов. Большие и маленькие. Угадай, что делать. Разложи в стаканчики Подбери части по цвету. Кто к нам в гости пришел? Кто в домике живет? Елочки и грибочки. Человечек. Грибочки на полянке. Сделаем бусы для лисички. Отправим подарки
20. 20. Игра Цели Игры и упражнения Май 28. В Стране великанов и карликов 29. В магазине 30. Письмо из леса 31. Поиграем с палочками. Обучение группировке однородных предметов по цвету. Обучение использованию в речи слов «большой», «маленький», соотнесению предметов по величине; формирование умения находить признаки сходства и различия предметов Выработка умения различать и называть игрушки, выделяя их основные качества (цвет и размер); закрепление понятий «много», «один», «ни одного». Формирование умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости и ориентироваться на листе бумаги. Развитие памяти, внимания Развитие конструктивных способностей, формирование умения выкладывать несложные рисунки по схеме. Закрепление знания названий основных цветов. Построим домики. Карлики и великаны. Найди лишний кирпичик. Заборчики В магазине. Купи игрушку. Выручи лесных зверей. День и ночь Разложи палочки. Отдыхать умеем тоже… Что получилось?
21. 21. Литература: Литература: 1.1. И. П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическоеИ. П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. -СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г. пособие для воспитателей ДОУ. -СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г. 2.2. Л. А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. для воспитателейЛ. А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. для воспитателей дет. сада- М. : Просвещение,1988г. дет. сада- М. : Просвещение,1988г. 3.3. Л. Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М. :Л. Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М. : Мозайка -Синтез, 2000г. Мозайка -Синтез, 2000г. 4.4. Л. Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «ВоспитаниеЛ. Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М. : Просвещение,1987г. познавательной активности в процессе действий с предметами».-М. : Просвещение,1987г. 5.5. К. Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателяК. Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение,1986. дет. сада. -М. :Просвещение,1986. 6.6. О. В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. -О. В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г. Снежногорск, ГМК, 2004г. 7.7. Э. Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. ПособиеЭ. Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г. для воспитателя детского сада, М., 1983 г. 8.8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов. -В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов. - М. : «Линка-Пресс», 2005г. М. : «Линка-Пресс», 2005г.
22. 22. УДАЧИ!