Овчинникова Светлана
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания. В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Младший дошкольный возраст - это тот период, когда происходит формирование всех свойственных ребенку важнейших психофизических процессов взаимосвязанных друг с другом, как, например, отделы мозга, отвечающие за двигательную, моторную координацию и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, поэтому они могут взаимно активизироваться и оказывать друг на друга непосредственное влияние.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, часто сталкиваешься с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, задержка речевого развития. У детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Дети часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора «Лего», собирать мозаику, перебирать счетные палочки и т. д. Поэтому такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий. Все это свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторики рук.
Мелкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с центральной нервной системой (ЦНС, способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.
Развитие мелкой моторики включает в себя ряд этапов:
- формирование хватательных движений – захват вещей разных размеров 1 или 2 руками (мячики, погремушки и т. д.);
- захват веществ или предметов щепотью (3 пальчиками);
- формирование соотносящих действий – умения правильно комбинировать 2 вещи или 2 части одной вещи (пирамидки, вкладыши, матрешки и т. д.);
- развитие навыков управления пальцами рук.
На начальной стадии развития ребенка именно мелкая моторика свидетельствует о его интеллектуальных способностях и общем состоянии. Еще выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Правильное развитие мелкой моторики способствуют становлению речи у ребенка, повышению его интеллектуальных способностей и стремлению к творческой деятельности. Кроме того, она оказывает воздействие и на ловкость рук, которая в будущем становится основой скорости реакции и одной из составляющих памяти, логического мышления, рассудительности, воображения и внимательности у детей.
Приступать к развитию мелкой моторики рекомендуется непосредственно после того, как малыш появится на свет. В первое время необходимо делать легкий массаж, делая акцент на детские пальчики. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать игрушки с поверхностью разной текстуры (шершавая, с пупырышками, гладкая).
В 6-месячном возрасте нужно купить специальные игровые приспособления, направленные на развитие тонкой моторики. Чаще всего они имеют вид проволоки, на которую навешаны небольшие разноцветные шарики. Малыш должен научиться их перемещать с места на место.
В возрасте от 1 года ребенку уже можно давать матрешек и пирамидки из колец. Более старшему малышу приобретают конструкторы с большими деталями.
После 3 лет в игры можно вводить усложненные задания: сортировка гороха, бобов, нанизывание больших бусинок или пуговок на веревочку, закручивание крышки баночки или пузырька, надевание колечек на пальчики, прикрепление прищепок для белья к веревке, лепка из теста, пластилина, сборка конструкторов и пазл, расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молний и другие.
Поэтому мероприятия по развитию мелкой моторики рук с помощью дидактических игр обязательно должны быть включены в программу по развитию речи, формированию способностей к самообслуживанию у детей начиная с младшего дошкольного возраста. От того, как ловко дети смогут научиться манипулировать собственными пальчиками, зависит их последующее развитие.
Сегодня развитие моторики предполагает выполнение специальных упражнений с ребенком. При этом занятия не должны быть скучными для него, поэтому они организовываются в виде полезных и увлекательных дидактических игр, и упражнений.
Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Заучивание информации с применением такой гимнастики способствует улучшению внимательности, мышления и воображения. С ранних лет с детьми играют в такие игры, как «Сорока-белобока», «Ладушки» и т. д. При купании младенца к играм можно добавить дополнительные приспособления (маленький резиновый эспандер, мячик и т. д.). Кроме того, послы мытья ручек у малыша можно массировать и вытирать каждый его пальчик отдельно мягким полотенцем.
Дидактические игры незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.