Ксения Лапыгина
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Сенсорное воспитание детей младшего
Дошкольного возраста через дидактические игры
В свете ФГОС»
Подготовила:
Воспитатель МДОУ №19
Ясельной группы «Гномики»
Лапыгина Ксения Андреевна
Шуя 2016
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Ребенок и без дополнительного вмешательства познает это многообразие, но оно часто является поверхностным, неполным. В связи с этим актуальность данного вопроса состоит в том, что все это многообразие необходимо развивать с помощью педагога, и особенно в младшем дошкольном возрасте. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
В своей работе использую игры такого педагога как :
Золтон Дьенеш, его логические блоки помогают более наглядно познакомить детей с формой, цветом, размером объектов и начальными математическими представлениями. Его система помогает более активно развивать интеллектуальные задатки малышей.
Но больше использую в практике методику М. Монтессори.
Разработанная ею в начале ХХ в. система сенсорного воспитания ставила перед собой целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые дидактические материалы для работы создаю в соответствии с принципом самоконтроля, что дает возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога. Однако, упор в своей работе делаю на развитие мелкой моторики рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме и на развитие речи.
Одной из важнейших задач сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте является формирование у детей представления о сенсорных эталонах : основные цвета, геометрические фигуры, высота музыкальных звуков. Если ребенок с младшего возраста знаком с этими эталонами и их словесным обозначением, то ему уже легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Приемам обследования обучать детей можно в различной сфере деятельности: продуктивной и игровой. Большое внимание уделяю дидактическим играм. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и легче. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что сенсорное развитие будет более полным, если в нем одновременно участвует несколько видов познания, т. е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами, что непосредственно происходит, когда ребенок играет в дидактическую игру.
Анализируя сенсорное развитие своей группы получились следующие результаты:
Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.