Маргарита Семенкова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать, поэтому сенсорное воспитание детей иметь в виду воздействие воспитывающей и развивающей среды на органы чувств дошкольников. И конечно воздействие это зависит от возраста детей.
Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Усовершенствовать восприятие детей, умение деятельно применять осязание, зрение, слух. Продолжать работу по обогащению чувственного навыка детей в различных видах деятельности. Помогать, им исследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, цвет.
Упражнять в обозначении подобия и отличия между предметами с одинаковым названием (разные кубики, машинки и т. д.). Учить детей называть признаки предметов.
Задачи сенсорного воспитания во 2 младшей группе.
Продолжать организовывать предметно – развивающую среду для знакомства детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми признаками предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.
Закреплять умение устанавливать цвет, форму, величину, как основные качества предметов, группировать одинаковые предметы по нескольким сенсорным признакам; цвету, величине, форме.
Усовершенствовать навык выделения идентичности и отличия предметов по их признакам: цвету, величине, форме.
Закреплять название форм (круглая, треугольная, квадратная и т. д.). Продолжать знакомить с всевозможными методами исследования предметов. Усовершенствовать восприятие детей, деятельно включая все органы чувств.
Задачи сенсорного воспитания в средней группе.
Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей во всевозможных видах деятельности.
Обогащать навык детей новыми методами обследования предметов. Закреплять приобретенные прежде методы их обследования. Также улучшать восприятие детей путем деятельного применения всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Обогатить чувственный опыт детей и умение закреплять приобретенные впечатления в речи.
Одобрять стремления детей самостоятельно исследовать предметы, применяя знакомые и новые методы: сопоставлять, группировать предметы.
Обучать применять эталоны как общественно установленные признаки и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Задачи сенсорного воспитания в старшей группе
Учить детей воспринимать предметы, их различные признаки и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сопоставлять предметы между собой.
Развивать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному свойству, выбирая их из других предметов.
Знакомить их с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические, и белый, серый и черный (ахроматические).
Учить распознавать цвета по светлоте и насыщенности, верно их называть. Продемонстрировать специфику расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с разнообразными геометрическими фигурами, учить применять в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Развивать умение исследовать предметы различной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, сравнивать их по величине. При обследовании применять движение рук по предмету.
Совершенствовать глазомер.
Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе.
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Формировать умение наблюдать за предметами, явлениями (всматриваться, вслушиваться, группировать предметы по совместным признакам (форме, величине, строению, цвету) и по свойственным деталям.
Обучать выделять в ходе восприятия несколько качеств предметов, сопоставлять предметы по форме, величине, строению, цвету; отмечать свойственные детали, красивые совмещения цветов и оттенков. Закреплять познания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, эталонов (форма, цвет, материал и др.).
Обогащать представления о цветах и оттенках. Учить называть цвета по предметному свойству (малиновый, лимонный и др.).
Таким образом:
1. сенсорное воспитание детей необходимо осуществлять постоянно на протяжении всего его нахождения в детском саду;
2. роль воспитателя существенна, потому что именно он является проводником процесса познания окружающего мира детьми.
Задачи сенсорного воспитания усложняются с взрослением детей, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются методы познания и способы обработки полученной информации.