Семенова Валентина Викторовна
Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Проблема привлекала пристальное внимание В. М. Бехтерева, Е. И. Тихеевой и М. М. Манасеина. Она считала, что особое внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.
Публикация «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание позитивно влияет на эстетическое чувство, на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Развивает наблюдательность, внимание и даст ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечит усвоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Начиная работу по проблеме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Обеспечение накопления представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, через дидактическую игру, которая составляет фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Повышать уровень педагогической по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
Реализация задач программы сенсорного воспитания детей, состоит в том что бы обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойств через дидактическую игру.
Как говорил А. С. Макаренко «У ребенка есть страсть к игре,
И надо ее удовлетворять,
Надо не только дать ему время
поиграть, но надо пропитать этой
игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь это игра.»
В своей работе я использую различные дидактические игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи согласно ФГОС ДО.
Методы:
- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок)
- Наглядные (использование дидактического материала, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия)
- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….)
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм и других свойств предметов (игрушек, предметов домашнего обихода). Каждый малыш даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Дети на третьем году жизни должны выделять цвет, форму, величину как основные признаки предметов. Не следует добиваться от детей запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.
Во время игры, повседневного общения, совместно выполняемых действий, родителям следует обращать внимание на различные свойства предметов, тем самым развивая восприятие ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. Универсальный способ воспитания и обучения малыша – это игра. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Цель раннего развития - не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, был сообразительным, добрым, инициативным, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.
В созданном мною сенсомоторном уголке размещены игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую банку?», «Какого цвета нет», «Собери бусы», «Волшебный мешочек» «Платочек для мамы» «Найди пару» и др. ; альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой- маленький»; пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»; природный материал - горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.); бытовые материалы - карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д. ; различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т. д. ; приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки; для развития осязания - кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.
Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.
Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:
Результатом всей проделанной работы стал мониторинг эффективности педагогического воздействия на детей по средствам дидактических игр с помощью которых мы выявили уровень усвоения детьми формы, величины и цвета через дидактические игры.