Екатерина Тимонова
Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету.
Публикация «Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и пере-движениями в пространстве малыш начинает отражать пространственные свой-ства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» - сначала реаль-ных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направлен-ных на предмет. На 2-3-м году жизни он овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.
На первом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, ограни-ченным пределами его кроватки или манежа, практически перемещаясь и со-вершенствуя манипуляции с предметами. На втором году жизни слово взрослого включается в пространственную ориентировку. Называние педагогом или ро-дителями пространственных отношений позволяет ребенку освоить их доста-точно быстро.
В раннем детстве малыш ориентируется в более широком пространстве, пе-ремещаясь и действуя с предметами. Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало ис-следование М. В. Вовчик - Блакитной, ребенок ориентируется в направлениях вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, либо двигаясь в ту или иную сторо-ну, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в простран-ственном различении. Генерализованные реакции («тут», «там», «здесь» и т. д., сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты сви-детельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мыш-ление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит пе-ред собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произве-дения, содержания и идеи.
Восприятие литературных и фольклорных произведений на 2-м году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает дей-ствия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.
В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л. Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.
В раннем детстве ребенок нередко смешивает изображенную и реальную дей-ствительность. Поэтому он пытается сорвать с картинки нарисованные цветы или взять нарисованные яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для малыша заместителем реального объекта. Младший дошкольник не отделяет реальное от изображенного.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллекту-ализируется.