Елена Рязанцева
Сенсорное развитие младших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок играет всю свою жизнь. Она является нормой даже тогда, когда ребенок занят серьезной работой. У него есть страсть, и она должна быть удовлетворена. Фактически вся его жизнь должна быть пронизана этой игрой. Вся его жизнь - это игра.
Младший дошкольный возраст считается периодом интенсивного сенсорного развития детей, от уровня которого во многом зависит успешность их умственного, физического и эстетического воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы мы начинали с изучения характеристики понятия «сенсорное развитие».
Публикация «Сенсорное развитие младших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Но не стоит забывать о том, что понятие «сенсорное развитие» может быть выделено только при сопоставлении со сходным понятием «сенсорное воспитание». С. В. Алимова и О. В. Юдаева в своих научных исследованиях отмечают, что сенсорное воспитание определяется как педагогическая деятельность, ориентированная на совершенствование имеющихся сенсорных процессов.
Следовательно, сенсорное развитие это целенаправленный процесс развития представлений о окружающем мире посредством восприятия и ощущений.
Основой современных педагогических систем является развитие сенсорного познания ребенка дошкольного возраста. Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Песталоцци, О. Декроли, Е. И. Тихеева разработали конкретное содержание и методы ознакомления детей с миром вещей, их свойствами и взаимосвязями. Развитие восприятия и представления в их работах было включено в более широкую педагогическую систему, подчинено ее задачам. Воспитание сенсорной культуры в системе М. Монтессори само по себе являлось центральной задачей дошкольного образования. Это в значительной степени определило направленность предложенного им сенсорного воспитания, которое заключалось в повышении дискриминационной чувствительности органов чувств.
В процессе сенсорного развития создаются необходимые предпосылки для развития психических функций, которые необходимы для дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, кинестетического и других видов восприятия и познания. В период от года до трех лет дети приобретают базовые знания о признаках окружающих их предметов. Именно в этом возрасте формируются представления о формах, цветах, размерах, вкусах и запахах.
У детей 3 лет с нарушением зрения формируются основные представления о свойствах предметов и закрепляются сенсорные нормы. В это время начинается аналитическое восприятие предметов и событий, окружающих ребенка.
Работа с эталонами - первый этап восприятия. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений глаз и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми объектами приводят к перестройке перцептивного процесса и представляют собой второй этап в развитии этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие объекта преобразуется в мысленное восприятие. Развитие восприятия позволяет младшим дошкольникам узнавать свойства предметов, отличать один предмет от другого, обнаруживать связи и отношения между ними.
Сенсорные эталоны начинают развиваться в младшем дошкольном возрасте - сначала как объектные эталоны, которые затем постепенно обобщаются до уровня сенсорных эталонов. Изначально представления ребенка о форме или цвете связаны с конкретным объектом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Затем это свойство обобщается и, отделяясь от объекта, становится обобщенной нормой - цвет, форма, размер. Эти три основных эталона дети вырабатывают к концу раннего детства. Сопоставление объектов и эталонов помогает организовать знания, которые появляются у детей при восприятии новых объектов.
Следовательно, эти знания делают картину мира целостной и устойчивой. В этом раннем возрасте дети еще не могут разложить сложный объект на эталоны, из которых он состоит, но они могут отличить объект от эталона - например, они могут сказать, что яблоко - это неправильный круг.
Литература:
1. Алимова, С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст]: традиции и инновации: материалы. – Челябинск, 2017. – 45с