Нина Михайловна Бышкина
Сенсорное развитие детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие имеет свои особенности в каждый возрастной период. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие предметной деятельности ребенка, что позволяет выделять и учитывать развитие сенсорных признаков и качеств, которые так или иначе влияют на выполнение практических действий ребенка.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте определяющую роль играет ознакомление детей со свойствами предметов с помощью сенсорного восприятия.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и др. Трудно переоценить значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до дошкольного возраста:
С первых лет жизни ребенка обогащают впечатлениями. Для ребенка создаются условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На второй и третий год жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать знания и представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Уже с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины [1, с. 10].
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов – общепринятых свойств образцов внешних предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фре- бель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 54].
Игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей : сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения. Игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы, и активизирует речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношений [2, с. 23].
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей : «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала. Пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя [4, с. 20].
Развивающая игра- это специфическая достаточно достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом [1, с. 12].
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. ЕЕ нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Общая цель этих игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.
Система игр способствует усвоению сенсорных эталонов : формы, цвета, величины.