Коршунова Юлия
Сенсорное развитие детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей с ОВЗ.
Подготовил воспитатель Коршунова Ю. И.
Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ОВЗ. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения, развивает внимание;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет
фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия
начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность
успешного обучения ребенка в школе.
Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:
• Осязание (тактильное восприятие)
• Зрительное восприятие
• Восприятие формы
• Восприятие величины
• Слуховое восприятие
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение
прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного
восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и
предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте разные игрушки:
пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной
текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист
полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную,
гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и
гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в
коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.
Развитие слухового восприятия обеспечивает формирование представлений о
звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейшиххарактеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение
звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет
важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Предлагаем варианты игр и упражнений по сенсомоторному развитию.
«Разноцветные карандаши»
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами.
Материал: цветные карандаши основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный,
разноцветные стаканчики заданных цветов, пустая коробка.
Ход игры:
Все карандаши складываем в одну коробку. Демонстрируем ребёнку, указываем на то,
что в коробочке ужасный бардак, все карандаши перемешались. Выкладываем на стол
цветные стаканчики (по одному, цвета называем) и просим ребёнка навести порядок,
разложить все карандаши по стаканчикам.
«Посади бабочку на полянку»
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения
(такой — не такой).
Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного,
бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.
Ход игры:
Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою
полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и
говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому
кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание
выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого
цвета».
«Спрячь мячик в коробочку»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению
выявлением их свойств практическим способом.
Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками
одинаковой формы, цвета, но разного размера.
Ход игры:
Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть
её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в
маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик
большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать
заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в
хорошем настроении и малыша.