Ирина Барулина
Развитие любознательности и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Развитие любознательности и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в формировании элементарных математических представлений»
Цель доклада:
Осветить методы и приёмы развития любознательности и умственных способностей у старших дошкольников через формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Выявить значение формирования математических представлений для умственного развития детей.
2. Рассмотреть способы стимулирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
3. Предложить эффективные методы и формы работы с детьми для развития их любознательности.
4. Подчеркнуть роль игровой деятельности в обучении.
План доклада:
1. Значение формирования математических представлений у дошкольников.
2. Роль любознательности и познавательного интереса в обучении математике.
3. Методы и приёмы формирования математических представлений у детей.
4. Использование игр, задач и экспериментов.
5. Рекомендации для педагогов и родителей.
Содержание доклада
1. Значение формирования математических представлений у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений помогает детям осваивать окружающий мир через такие понятия, как:
• количество и счёт,
• величина, форма,
• время и пространство.
Математика:
• развивает логическое мышление;
• формирует аналитические способности;
• способствует навыкам самоконтроля;
• готовит к школьному обучению.
Познавательная деятельность, связанная с математикой, также оказывает влияние на развитие памяти, внимания и умения планировать действия.
2. Роль любознательности и познавательного интереса в обучении математике
Познавательный интерес и любознательность — ключевые компоненты успешного обучения.
В развитии этих качеств важно:
• создать эмоционально насыщенную образовательную среду;
• поощрять самостоятельные исследования детей;
• использовать игровые методы, соответствующие возрасту.
Любознательный ребёнок задаёт вопросы, хочет познать природу чисел, зависимостей и закономерностей, что способствует более глубокому освоению математических представлений.
3. Методы и приёмы формирования математических представлений у детей
Эффективными методами развития любознательности являются:
1. Наглядно-действенный метод. Использование предметов, визуального материала (счётные палочки, геометрические фигуры).
2. Игровой метод. Построение обучения через сюжеты и задачи, близкие детям.
3. Проблемный подход. Создание ситуаций, требующих самостоятельного поиска решения.
4. Исследовательская деятельность. Упражнения на изучение свойств и зависимостей (например, измерение длины, сравнение весов).
5. Проектная деятельность. Совместное создание продуктов, связанных с математикой (например, календари, карты).
4. Использование игр, задач и экспериментов
Игра — ведущая деятельность старших дошкольников. Она является лучшим инструментом обучения.
Примеры игр:
• «Собери фигуру»: ребёнку предлагается создать изображение с использованием геометрических форм.
• «Кто больше?»: подсчёт предметов и определение группы с большим количеством.
• «Математический магазин»: дети «покупают» предметы, считая «деньги».
• Эксперименты: взвешивание объектов, определение размеров, сравнение длины предметов.
Задачи с использованием сказочных персонажей или увлекательных сюжетов усиливают интерес и активность детей.
5. Рекомендации для педагогов и родителей
1. Создавать атмосферу исследовательской деятельности. Обеспечивать детей достаточным количеством материалов: карточки, геометрические фигуры, игровые наборы.
2. Внедрять математические ситуации в повседневную жизнь: счёт игрушек, шагов, анализ календаря.
3. Поощрять за вопросы и успехи. Развивать уверенность ребёнка в его математических возможностях.
4. Постоянно использовать разнообразные методы: игры, эксперименты, коллективные задачи.
5. Работать с родителями: проводить консультации, рекомендовать книги и игры, которые развивают математическое мышление.
Заключение
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с развитием их любознательности и умственных способностей. Создавая развивающую среду, где математика становится частью игровой и познавательной деятельности, педагоги и родители помогают детям подготовиться к школьному обучению и раскрыть свой потенциал.
Основная задача — поддерживать интерес к знаниям, превращая обучение в увлекательное путешествие в мир чисел и закономерностей.