Анастасия Середа
Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием методов Монтессори-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов педагогики Марии Монтессори. Важность первых лет жизни в развитии сенсорных навыков».
Слайд 2
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием методов Монтессори-педагогики» размещена в разделах
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Так как я работаю с детьми раннего возраста, а все мы знаем, что сенсорное развитие – фундамент умственного развития, основа всей нашей деятельность всю нашу жизнь. И предпосылки сенсорной культуры формируются с первых лет жизни. И наша задача с рождения обеспечивать ребенку достаточное богатство и разнообразие внешних впечатлений, развивать внимание к свойствам предметов и явлений. Таким образом, в работе с детьми раннего возраста одной из главных задач является обеспечение полноценного сенсорного развития.
Слайд 3
Итак, познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С их помощью ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так он узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др.
Но в процессе познавательной деятельности человек чаще сталкивается с предметом как совокупностью различных свойств и частей. На основе взаимосвязи и взаимозависимости ощущений этих различных свойств и частей совершается процесс восприятия.
Конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все многообразие свойств объектов. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.).
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов.
Слайд 4
Задачи.
На первом году жизни Сенсорное воспитание – основной вид воспитания вообще. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, необходимо помочь ребенку приспособить эти движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).
На втором-третьем году жизни у ребёнка начинают накапливаться представления о свойствах предметов, и необходимо научить его выделять эти свойства как особые признаки предметов.
В раннем возрасте задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности.
В развитии чувственного познания детей раннего возраста велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению.
Слайд 5
Сенсорное развитие детей связано с экспериментированием: в ходе практической деятельности у ребенка развиваются инициатива, интерес к окружающему миру и самостоятельность в его познании
Слайд 6
М. Монтессори – итальянский педагог и врач – в своей работе отводила ведущее место сенсорному воспитанию.
В своей практике я начала использовать элементы игр и занятий методики Марии Монтессори – позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям.
По концепции Космического воспитания Марии Монтессори – все живое на земле рождается со своей программой, в программе человека – его уникальность, и мы помогаем ребенку стать человеком своего места и своего времени, предоставляя для этого возможность выбора занятия (среда)
Слайд 7
М. МОНТЕССОРИ выделяла огромное значение подготовке предметно-развивающей среды. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств
Слайд 8
Принципы работы по системе Монтессори-педагогики:
• Свобода выбора – дать возможность самостоятельно выбирать деятельность, в результате чего ребенок начинает прислушиваться к себе, понимать свои желания и чувства, учится регулировать свою активность, учится возвращать материал на свое место (именно это меня сейчас развивает). Она не приходит просто так, она тоже имеет свое развитие – в выборе занятия, в выборе времени занятия. Чувство удовлетворенности, происходит обретение нового
• «Помоги мне сделать это самому» - индивидуальный подход
• Контроль ошибок – ребенок сам следит за тем, получилось у него или нет (цилиндр провалился или встал на место, ребенок это чувствует)
• Наличие определенных правил – тренирует адаптивные навыки ребенка, развитие внутренней дисциплины:
Убери за собой – «Ты больше не будешь этим заниматься? Ты помнишь, где это лежало?» - приучение к порядку
Работа на ковриках (за столом) –умение организовать свое рабочее место, рационально использовать пространство, нести ответственность за свой выбор
• Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого
Отсутствие соревновательного мотива, сравнения (Я – вчера, я - сегодня) – формирование позитивной самооценки, уверенность в себе
Слайды 9-13
М. Монтессори был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними.
Наш материал упрощен и приближен к нашим возможностям. Материал – это то, что можно потрогать, поэкспериментировать. Давно замечено, что детей дольше увлекают не игрушки, а бытовые предметы.