Анастасия Майорова
Сенсорное развитие детей во второй группе раннего развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей во второй группе раннего развития
«Карамельки»
г. Жуковский МДОУ ЦРР ДС №3
Подготовила воспитатель: Майорова Анастасия Сергеевна
Цель работы: Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
Задачи: Разнообразить развивающую среду в группе;
Публикация «Сенсорное развитие детей во второй группе раннего развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
Вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.
Работа с родителями:
1) Консультации;
2) Родительские собрания;
3) Анкетирование;
4) Индивидуальные беседы;
Целью сенсорного воспитания является : формирование сенсорных способностей у малышей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами. На следующей возрастной ступеньке сенсорное развитие нужно будет проводить, прежде всего через дидактические игры. Сенсорное развитие детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности.
На этой основе выделяют следующие задачи:
1) Формирование у детей систем перцептивных действий;
2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
3) Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов
ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА:
Сенсорные ощущения могут быть разными:
5) Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
6) Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
7) Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
8) Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда
• С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
• Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.
• Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
Сенсорное развитие путём самообразования
Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет — основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия. Сенсорика у малыша развивается ежедневно : в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.
Как развивать сенсорику у ребенка
• Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать.
Развивающие игрушки
• Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.
Упражнения сенсорного развития
Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:
• Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету.
• Размещение предметов в соответствующие гнезда.
• Собирание мозаики по образцу.
• Рисунки красками на разные темы.
• Подражание взрослым в мимике, жестам.
• Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.
• В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
• Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
• Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Вот некоторые примеры занятий с детьми:
• «Что катится?»
• Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
• «Чтение потешек>>.
• Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.
• «Сравни предметы».
• Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.
• «Оденем кукол».
• Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.
• «Запомни картинку».
• Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.
• «Будь внимателен».
• Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.
• «Загадки».
• До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.
Развивающая среда :
Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет
• Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
• Делайте с ним задания в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
• Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
• Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
• Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
• Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
• Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.
Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:
• овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
• малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;
• вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;
• устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их);
• после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
• знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
• уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
• самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
• к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
• танцевать под музыку.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
• Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;
• Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
• Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)
Развивающие настольные игры
(Игры своими руками)
Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их, тщательно приклеить к картону.
• «Подбери для машинки колеса» — разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно колеса таких же цветов. Ребенку нужно к машинке определенного цвета подобрать колеса такого же цвета.
• «Ежик собирает грибочки» — нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к животному грибы.
• «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами» — малышу дать задание на изображение дерева прикреплять листики или фрукты.
• «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. д.) – найти и соединить половину моркови, капусты, машины и пр.
Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие, развивают мелкую моторику, ведущие каналы восприятия, способствуют формированию понятия о внешних признаках предметов: форме, величине, цвету.
Принцип сенсорного развития Янушко
Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то остальному он всему научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.
В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.
В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.
Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена.
Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития :
• Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;
• Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;
• Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.
Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.
Воспитатели в саду создают детям уют, сказки малышам читают, песенки для них поют, занимаются, играют прямо с самого утра. Развиваться помогает сенсорная им игра!
Ведь сенсорика поможет научить детей всему :
1) Пирамидки собирать
2) Цвет и форму различать
3) Мозайку, пазлы собирать
4) Посудой в уголке играть
5) И наши ручки развивать
Игры для детей раннего возраста
«Свет и тень»
Гуляя с чадом на улице в ясный и солнечный день, обратите его внимание на тот факт, что деревья, дома, машины, а также и он сам отбрасывают тень. Расскажите крохе, что тени меняются в зависимости от освещения.
Цель: формирование зрительного ощущения, вырабатывает понятие о свете и темноте.
«Найди предмет по звуку»
Для этой игры понадобится музыкальная игрушка с продолжительной мелодией. Её необходимо спрятать и предложить карапузу отыскать её по звуку.
Цель: Помогает формировать слуховое восприятие у детей младшего возраста.
«Найди одинаковый предмет»
Для игры понадобятся несколько пар одинаковых по форме, цвету и размеру предметов. Предлагаем ребенку отобрать одинаковые экземпляры. В первое время вещей должно быть немного, со временем увеличиваем их количество.
Цель: Помогает стимулировать внимание и сенсорные способности.
Игры для детей младшего возраста
При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.
«Мозаика из пуговиц»
Для игры нам понадобятся разные по размеру, цвету и форме пуговицы. Из учебного материала выкладываем узор, потом предлагаем крохе повторить рисунок за вами. Первое время помогаем карапузу складывать мозаику. Когда же маленький творец научится самостоятельно выполнять задание, предлагаем ему придумать свой рисунок.
Цель: Игра формирует понятие о цвете, форме и размере.
«Солнечный зайчик»
Для игры понадобится зеркальце. Играть в ясный день, когда лучи солнышка заглядывают к нам в окошко. Поймайте зеркалом лучик света и научите карапуза играть с солнечным зайчиком. Посоветуйте крохе дотронуться до него, попытаться его удержать.
Цель: Игра направлена на совершенствование зрительного ощущения.
«Разложи по цвету»
Для игры необходимы предметы разных цветов, например, кубики, мозаика, конструктор «Лего». Предлагаем ребенку разложить все эти вещи по цвету.
Цель: Знакомство ребенка с понятием цвета и его разнообразием.
«Где звонят»
Перед началом необходимо приготовить колокольчик и повязку для глаз. Завяжитеглаза карапузу и звоните в колокольчик. Когда малыш откроет глаза, он должен сказать с какой стороны звонили.
Цель: Забава формирует направленность слухового внимания и умение определять направление звука, учит ориентироваться в пространстве.
«Что звенело?»
Понадобятся различные вещи, игрушки, которыми можно создавать звуки (бумага, барабан, колокольчик, дудка, ложки, ксилофон). Показываем крохе каждый объект и воспроизводим его звучание. Потом малышу завязываем глаза и шумим одним из предметов. Развязываем глаза и предлагаем показать, что звучало.
Цель:Эта забава стимулирует слуховое внимание, а, следовательно, и музыкальный слух.
«Собери игрушки»
Для потехи вам понадобятся две коробки и игрушки. Одна коробка находится у ребенка, вторая — у взрослого. Предлагаем малышу вместе сложить игрушки. Каждый собирает игрушки в свою коробку. Складываем игрушки так, чтобы у малыша оказалась большая часть. По окончанию знакомим кроху с понятием много-мало.
Спасибо!