Олеся Коваленко
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи раннего развития набирают всё большую популярность. Чем раньше начнутся разнообразные занятия с малышом, тем быстрее он будет развиваться и тем больших успехов добьется в будущем – такого мнения придерживаются и специалисты, и родители. Базой для реализации врождённого потенциала и талантов однозначно можно назвать развивающую среду.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Не имея специального педагогического образования, можно легко перепутать сенсорное развитие раннего возраста с ранним обучением. Попытки научить двух-трёхгодовалого ребёнка счёту или алфавиту никак с этим не связаны! Под таким развитием подразумевается как комплекс занятий по разным направлениям, так и структура уроков, содержание материала, которые должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Занимаясь с ребёнком, уделите внимание именно развитию сенсорного восприятия. Как сделать это правильно, во сколько лучше начинать обучение и каковы особенности такого подхода, расскажем в нашей статье.
Понимание, что такое сенсорика, позволит не пропустить наиболее благоприятный период для развития и поможет правильно организовать дома самостоятельные занятия.
Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Иными словами, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.
Основные задачи сенсорики таковы :
дать больше сенсорных впечатлений;
научить действиям для анализа и уточнения сенсорной информации;
помочь осознанно воспринимать сенсорные ощущения и использовать в жизни информацию о свойствах предметов и явлений;
развивать чувство эстетики.
Ряд научных исследований, проведённых с разновозрастными детьми, доказывает, что развитие сенсорного восприятия напрямую влияет на формирование интеллекта, помогает без лишнего стресса адаптироваться к разным обстоятельствам и лучше владеть телом, а также даёт больше уверенности для взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае органы чувств являются основными источниками информации о том, что окружает детей. Отметим, что сенсорные ощущения делятся на два типа:
чистые, поступившие из одного источника восприятия. Например, изображение воспринимается только зрением, а звуки – через слух.
смешанные, для восприятия которых используются несколько источников одновременно. Так просмотр мультфильма задействует и зрение, и слух.
Знакомьте ребёнка со всем многообразием сенсорных ощущений, однако помните, что они не одинаковы по своей значимости. Основной объём информации человек обрабатывает с помощью зрения. Глазами мы воспринимаем внешние признаки предметов и явлений, расстояние, на котором они расположены друг от друга, их местонахождение в пространстве. Благодаря зрению можно прочитать текст, посмотреть фильм, видеть артикуляцию говорящего, его мимику и жесты.
Не менее важным является и слух. Звуки информируют нас об их источнике и направлении, дают возможность слышать речь и общаться с другими людьми, слушать музыку. Потеряв возможность слышать или видеть, человек становится инвалидом без возможности вести полноценную жизнь.
Осязание, обоняние и вкус не относятся к доминантным ощущениям. Они снабжают сведениями об окружающем мире, дополняя информацию, полученную с помощью слуха и зрения. Утеря одного из этих трёх органов чувств не мешает жизни, хотя значительно ухудшает её качество.
Сенсорное развитие детей начинается с 2-3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с удовольствием и интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей. В столь раннем возрасте еще рано говорить о полноценном сенсорном воспитании. Скорее, в младенчестве происходит подготовительный этап для освоения движений. У ребёнка появляются нецеленаправленные движения руками. При контакте с предметами малыш пытается притянуть его или ощупать. В это же время ребё нок знакомится с объективными свойствами вещей: весом, звуками, расположением предмета в пространстве и т. д. Малыш невероятно любопытен и пытлив, ему интересно всё, и каждая мелкая деталь имеет значение.
Приблизительно к 6-8 месяцам ребёнок учится ползать. Как только он начинает перемещаться в пространстве, расширяется и зона его восприятия. Нет такого места в доме, куда бы малыш не заглянул. Этот период невероятно важен в жизни ребёнка, поэтому старайтесь не ограничивать малыша в его исследовательских порывах, а напротив, поддерживать стремление изучить всё вокруг (конечно, если это не электрическая розетка или острые и опасные предметы).
В первый год жизни малыша основной задачей родителей является создание для ребёнка разнообразия внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. Основной вид воспитания в это время – сенсорное. Достаточное количество ощущений положительно сказывается на эмоциональном и даже физическом развитии, тогда как «сенсорный голод» ведёт к задержкам психики и речи.