Обухова Наталья
Сенсорное развитие детей от 1 до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей от 1 до 2 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного и психического развития ребенка.
Доминирующем в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.
Начало второго года жизни. Ребенок, действует с предметами, ориентируются на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не сочетание сенсорных характеристик (так, пушистый воротник и меховую шапку он называет «кисой» и т. п).
К двум годам. Овладение такими функциями, как сравнение, сопоставление. Сформировано умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Первоначально сравнение является приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию.
Характерной чертой сенсорного развития от 1,5 до 2 лет, является опредмеченность восприятия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых контрастных предметов, а не рады основных сенсорных эталонов.
К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослыми названия отдельных цветов.
Слуховое восприятие. На втором году жизни интенсивно развиваются не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение, имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.
Осязание. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также внимания, памяти, мышления.
Изучение цвета, формы, величины.
Цель сенсорного развития = это изучение цвета, формы, величины.
Возрастные особенности сенсорного развития :
1 года – 1, 3: ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (тип кубов) с разницей в 3 см. ;
1,4 – 1, 6 год: ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма);
1,7 – 1,9 год – ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. ;
1, 10 – 2 года – подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Основные цвета, формы и величины второго года:
Цвет – красный, зеленый, желтый, синий;
Форма – круг, квадрат;
Величина – большой, маленький (сравнивать предметы)
Называть эталоны не требуется (чтобы малыш постепенно запоминал названия цвета, формы, учить узнавать среди других, сравнивать по принципу «такой – не такой).
Рекомендация по подбору дидактических пособий для сенсорного развития детей второго года жизни.
1. Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не более 3 и не более 4,5 см., что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. при большей толщине контуры предметов «деформируются» : так, треугольная призма при определенном ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат и т. п.
2. При подборе дидактических материалов необходимо стремится к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, должны быть и др. цвета. В противном случае ребенок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.
Как играть и какие игрушки выбирать?
Игровой комплекс ребенка второго года:
• Кубики;
• Мячи;
• Пирамидка;
• Матрешка;
• Доски с вкладышами различной геометрической формы;
• Строительный материал.
Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохранятся и закрепляется примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. п. Показывайте ребенку, как пользоваться молоточком, совочком, лопаткой и т. д.
В начале второго года ребенок может заниматься одним и тем же делом 3-5 минут, а к концу 7 – 10 минут.
Однако, сенсорное развитие можно и нужно рассматривать шире. Очень важны для развития малыша игры с различными материалами - песком, мукой, тестом, крупой, бусинами, камушками, снегом, землей и т. д.
Малыш познает различные свойства предметов и явлений действенным путем: песок сыпучий, цветок яркий, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у елки колючие ветки, шерсть котенка гладкая и мягкая.