Марина Гераськина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т. к. его реализация позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- сформировать у детей умение различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по сенсорному воспитанию детей младшей группы
Месяц,
недели Цвет Форма Величина
Сентябрь
1 неделя Д/ игра: «Мишка в гости к нам идёт…». Цель: формиро-вание представлений о цвете.
Подвижная игра: «У кого такой же?». Цель: формирование представлений о цвете (у кого красная курточка). Д/ игра: «Подбери пару». Цель: формирование представлений о форме предметов, умения различать круг и квадрат.
Конструирование: «Башня из кубиков». Цель: формирование умения выполнять постройку из 4-5 кубиков; подбирать флажок по цвету верхнего кубика. Д/ игра: «Собери пира-мидку?». Цель: формиро-вание умения разбирать и собирать пирамидку в произвольном порядке экспериментируя с подбором колец; сравнивать круги пирамидки по размеру методом прикладывания.
Подвижная игра: «По-езд». Цель: формирование представлений о длине.
2 неделя Д/ игра: «Подбери по цвету». Цель: формирование умения различать и подбирать пред-меты по цвету (шапочки и шарфики).
Подвижная игра: «Цветные флажки». Цель: упражнение в различении основных цветов. Д/упр. : «Обследование шара и куба». Цель: озна-комление с разными способами обследования предметов; формирование умения называть их.
Игры с мячами: «Про-катывание мяча друг дру-гу». Цель: формирование представления о форме. Д/ игра: «Собери мат-рёшку». Цель: формиро-вание умения сравнивать предметы по величине, располагая их в ряд по мере увеличения размера, выбирая маленькую, боль-шую матрёшку.
3 неделя Подвижная игра: «Мы по комнате гуляли…». Цель: формирование умения выпол-нять движения в соответст-вии с текстом совместно с воспитателем; сортировать флажки по цвету (такой, не такой) Д/ игра: «В какую ко-робку?».
Рисование: «Листопад».
Д/ игра: «Узнай по фор-ме». Цель: формирование представлений о форме предметов, умения узна-вать знакомые игрушки, Игра-забава: «Поймай шар». Цель: формирование представлений о форме. Д/ игра: «Собери пира-мидку?». Цель: формиро-вание умения собирать пирамидку, сравнивая колечки по величине, правильно собирать её; ознакомление с элементарными способами самопроверки.
Игра-забава: «Мыльные пузыри». Цель: формиро-вание представлений о форме и размере (характеризовать и сравнивать размер).
4 неделя Д/ игра: «Подбери по цвету». ( Сюжет: «Грузовичок, кото-рый любит порядок»). Цель: формирование умения выби-рать предметы по заданному признаку: цвет.
Подвижная игра: «Найди свой цвет». Цель: упражнение в различении основных цветов. Д/ игра: «Раздели на группы». Цель: формиро-вание представлений о форме предметов, умения выполнять метание мяча малого диаметра.
Подвижная игра: «По-пади в круг». Цель: фор-мирование умения выпол-нять движения в соответствии с текстом совместно. Д/ игра: «Собери пира-мидку?». Цель: формиро-вание умения разбирать и собирать пирамидку, ус-танавливая отношения предметов по величине, правильно называть зна-комые цвета.
Октябрь
1 неделя Д/ игра: «Разложи фигуры по цвету». Цель: формирование представлений о цвете, закрепление названий цветов.
Рассматривание картинок: «Игрушки».
Подвижная игра: «Бегите ко мне». Цель: формирование представлений о цвете, закрепление названий цветов.
Д/ игра: «Собери пира-мидку из колец». Цель: формирование представления о форме, учить располагать в порядке убывания, отыскивая наибольшее из остающихся колец (из че-тырёх.)
Заучивание стихотво-рения: А. Л. Барто «Мяч». Д/ игра: «Собери мат-решку». Цель: формиро-вание умения устанавли-вать соотношения пред-метов по величине (поставить матрё шек подружек по росту: вот самая большая, эта - поменьше, эта - самая маленькая).
Задание на коврографе. Подбери по росту
2 неделя Д/ игра: «Собери овощи». Цель: ознакомление детей с формами : круг и овал; формирование умения обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).
Наблюдение: на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.
Пальчиковая игра: «Листо-пад, листья
желтые летят».
Подвижная игра: «Листо-пад».
Развивающая игра : «Какого цвета?» (со стержнями для нанизывания цветных ко-лец). Д/ игра: «У кого такая же фигура?». Цель: закрепле-ние представлений детей о геометрических формах, упражнение в их названии.
Рассматривание иллю-страций: «Овощи».
Подвижная игра: «Кто быстрее встанет в круг». Д/ игра: «Сложи бочон-ки». Цель: формирование умения устанавливать соотношение предметов по величине.
Пальчиковая игра: «Мед в лесу медведь нашел»
Физкультминутка: «Дом большой и малень-кий».
Знакомство с плака-том: «Овощи».
На прогулке: изготовле-ние песочных куличей (большие и маленькие).
3 неделя Д/ игра: «Собери фрукты по цвету». Цель: формирование умения группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Лепка: «Вкусные ягоды».
Подвижная игра: «Мы по комнате гуляли…» В конце игры сортировка флажков по цвету: «В какую коробку?». Д/ игра: «Найди такую же фигуру». Цель: Формиро-вание умения выбирать одинаковые фигуры из че-тырёх предложенных ме-тодом зрительного соот-несения с заданной ( фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники, пря-моугольники).
Рассматривание иллю-страций: «Фрукты». Д/ игра: «Разложи яблоки по величине». Цель: раз-витие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины (большие и маленькие).
Подвижная игра: «Раз-дувайся пузырь».
4 неделя Д/ игра: «Спрячь мышку». Цель: формирование представлений у детей об основных цветах и упражнение в их названии.
Загадка: «Мышь»
Чтение стихотворения: С. Я. Маршак «Светофор».
Подвижная игра: «Свето-фор».
Рассматривание иллюст-рации: «Осень».
На прогулке: полюбоваться красками осеннего пейзажа. Д/ игра: «Найди что-нибудь круглое». Цель: закрепление представлений о форме, упражнение в подборе фигур по образцу.
Подвижная игра:
«Ровным кругом».
Рисование: «Светофор».
Развивающая игра : «Ка-ждой птичке по гнёз-дышку». Цель: упражне-ние в применении своих знаний в игре о форме, величине, цвете предметов.
Д/ игра: «Собери башен-ку». Цель: формирование умения устанавливать соотношение предметов по величине.
Пальчиковая игра: «Башенка»
Чтение рифмовки: «Большие ноги шли по дороге…»
Конструктор «ЛЕГО» : «Башни: высокая и низ-кая».
Ноябрь
1 неделя Д/ игра: «Что нужно куколке красавице?». Цель: формиро-вание у детей представления о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Чтение рифмовки: «Кукол-ка-красавица всем ребятам нравится».
Рассматривание иллюст-раций: «Одежда».
Чтение потешки: «Сверху репка зелена…».
Пальчиковая игра: «Божья коровка».
Д/ игра: «Собери бусы». Цель: формирование умения чередовать предметы по форме (округлой и кубической).
Подвижная игра: «Мы топаем ногами…».
Рисуем на песке: разные фигуры.
Развивающая игра : «В какое окошко?» сорти-ровка фигур разной фор-мы.
Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: формирование умения соотносить предметы по величине.
Рассказывание сказки: «Репка».
Наблюдение на прогул-ке: высокие и низкие де-ревья.
2 неделя Д/ игра: «Подбери машинку по цвету». Цель: упражнение в умении соотносить и группировать разнородные объекты по цвету.
Сюжетная игра: «Едем на машине».
Работа с цветными палоч-ками: «Разноцветные палоч-ки»
Цель: упражнение в различении основных цветов и назывании двух основных цветов, сортировка.
Д/ игра: «Найди предмет такой же формы». Цель: формирование у детей умения выделять форму конкретных предметов окружающей обстановке, пользуясь образцами.
Лепка: «Шарики». Д/ игра: «Найди такое же колечко». Цель: формирование умения находить два предмета одинаковой величины путем наложения.
Рассматривание ком-натных растений (боль-шое и маленькое расте-ние; большие и маленькие листья).
3 неделя Д/ игра: «Что подарила ба-бушка?». Цель: формирование представлений об основных цветах, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Конструктор «ЛЕГО: «Со-бери красную башню».
Заучивание потешки: «На-ша Маша маленькая…».
Чтение рифмовки: «Мишка в гости к нам идёт красный кубик нам несёт…» (синий, жёлтый, зелёный).
Д/ игра: «Найди лишнюю фигурку». Цель: формирование умения сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения (четыре фигуры одного цвета, одна из которых отличается по цвету).
Подвижная игра: «До-беги до своего флажка».
Рассматривание иллю-страций «Мебель».
Д/игра «Что привез Ми-шутка?» Цель: формиро-вание представлений о величине (большие и маленькие кубики).
Игры с игрушками: «Домашние животные и их детеныши» (закрепле-ние знаний о величине в ходе практических дей-ствий с игрушками).
Наблюдение на прогул-ке: кошка с котятами.
Потешка «Большие но-ги шли по дороге».
4 неделя Д/ игра: «Тоже красный, тоже зелёный…». Цель: форми-рование умения распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
Подвижная игра: «Цветные автомобили». Д/ игра: «Волшебный сундучок». Цель: ознакомление с объёмными геомет-рическими фигурами; формирование умения подбирать прорези нужных форм.
Подвижная игра: «До-гони мяч». Д/ игра: «Новоселье у куклы Маши». Цель: Формирование умения определять величину предмета».
Подвижная игра: «По-езд».
Наблюдение на прогул-ке – рассматриваем об-лака.
Декабрь
1 неделя Д/ игра: «Украсим елочку». Цель: формирование умения группировать цвета, подбирая их по слову, обозначающему цвет (тоже красный, тоже синий.).
Поручение: рассортировать карандаши по цвету.
Проведение опыта: с водой.
Чтение потешки: «Ослик черный, беломордый…». Д/игра «Подбери фигу-ру». Цель: закрепление представлений у детей о геометрических формах, упражнение в названии форм.
Работа с раскрасками:
Заштрихуй фигуру.
Сюжетная игра: «Стро-им дом» (закрепление названий форм). Д/игра «Башня из куби-ков». Цель: формирование умения сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Настольный театр: «Три медведя».
Конструктор «ЛЕГО» : «Чья башня выше?».
Рисуем на снегу – раз-ные дорожки.
2 неделя Д/ игра: «Разноцветные па-лочки». Цель: упражнение в различении основных цветов и назывании цвета; сортировка.
Рассматривание иллюст-раций: «Одежда». Упраж-нение в назывании цвета предметов одежды. Д/ игра: «В какое ведёр-ко». Цель: упражнять в раскладывании предметов разной формы (кубики, шары). Д/ игра: «Башенка – пи-рамидка». Цель: знаком-ство детей с величиной в ходе практических действий со специальными иг-рушками; понятием
«самый большой».
3 неделя Д/ игра: «Ниточки для шари-ков». Цель: выделение цвета предмета, называние его.
Чтение рифмовки: «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».
Напольная мозаика: «Собе-ри гирлянду» (чередование цветов). Д/ игра: «Найди пару по форме». Цель: упражнение в подбирании нужных форм методом зрительного соотнесения.
Наблюдение на прогул-ке: «Льдинки разной формы».
Д/ игра: «Спрячь в ла-дошке». Цель: соотно-сить результат действия с величиной предмета.
Наблюдение на прогул-ке: – Чьи следы больше?
Физкультминутка: «Большие ноги…».
4 неделя Д/ игра: «Разноцветные гир-лянды». Цель: формирование
умения называть цвета: жёл-тый, зелёный, красный, синий.
Подвижная игра: «Найди свой цвет».
Сюжетная игра: «Парик-махерская» (подбор лент по цвету платья куклы). Д/ игра: «Найди такую же фигуру». Цель: формиро-вание умения находить нужную форму методом зрительного соотнесения (использовать фигуры разного размера и цвета).
Подвижная игра: «Лови мяч». Д/ игра: «Разноцветные пирамидки». Цель: зна-комство детей с величи-ной в ходе практических действий с игрушками, закрепление знания понятий «больше», «меньше» (собирание пирамидки без стержня).
Строительная игра: «Большие и маленькие ворота» (для больших и маленьких машин).
Январь
2 неделя Д/ игра: «Разноцветные ба-шенки». Цель: закрепление знания цвета, умения называть цвета.
Рассматривающее наблю-дение на прогулке: «Краски зимнего пейзажа».
Сюжетная игра: «Угощаем кукол чаем» (подбор салфет-ки, чашки, блюдца по цвету платья куклы).
Конструктор «ЛЕГО» : «Разноцветные вагоны».
Чтение сказки: В. Сутеева «Петух и краски». Д/ игра: «Чудесный ме-шочек». Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предме-ты одной формы.
Рассматривание шаров на елке.
Рисование предметов круглой формы.
Подвижная игра «Кару-сель».
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Д/ игра: «Подбери маши-ну для мишки». Цель: совершенствование умения соотносить предметы по величине.
Игра со снегом - лепим снежные комочки.
Пальчиковая игра «Зайчик».
Задание
3 неделя Д/ игра: «Новогодняя гир-лянда» (напольная мозаика). Цель: закрепление знания цве-та; умения чередовать цвета.
Развивающая игра : «При-неси красный предмет». Цель игры: упражнение в названии предметов по цве-ту. Д/ игра: «Волшебный мешочек». Цель: развитие тактильных ощущений умения узнавать знакомые предметы на ощупь (фор-ма).
Подвижная игра: «Из круга в круг». Д/ игра: «Морковка для зайчат». Цель: упражнять в подборе по величине из трёх, устанавливая связь между объектами по величине.
Сюжетная игра: «В гости к трём медведям».
Февраль
1 неделя Д/ игра: «Разложи по коро-бочкам». Цель: Формирование умения находить предмет оп-ределённого цвета по образцу; закрепление знания цвета (сортировка небольших предметов двух - четырёх цветов).
Раскрашивание раскрасок карандашами.
Игры с разноцветной мозаи-кой.
Д/ игра: «Сложи снегови-ка». Цель: упражнение в правильном соотнесении нескольких форм с одним и тем же геометрическим образ-цом.
Рассматривание иллю-страций: «Игрушки».
Д/ игра: «Разные круги». Цель: Формирование уме-ния устанавливать отно-шения между объектами по величине, располагая их в порядке убывания и нарастания величины.
Рисование на снегу кру-гов разной величины.
2 неделя Д/ игра: «Подбери по цвету» Сюжет: «Грузовичок, кото-рый любит порядок». Цель: закрепление знания основных цветов.
Подвижная игра: «Найди свой цвет». Д/ игра: «Найди пару по форме». Цель: закрепле-ние знания геометрических форм; умения подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Подвижная игра: «Из круга в круг». Д/игра «Подбери пару». Цель: упражнение в подборе и завинчивании крышечек к баночкам (размер) развитие глазомера и мелкой моторики кистей и паль-цев рук.
3 неделя Д/ игра: «Разложи по коро-бочкам» (сортировка деталей мозаики). Цель: закрепление умения находить предмет определённого цвета по об-разцу
Чтение рифмовки: «В мага-зин с тобой пошли, что же там увидели?»
Подвижная игра: «Бегите к флажку». Д/ игра: «Разложи фигур-ки по домикам». Цель: формирование умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирая нужную форму методом зрительного соотнесения.
Пальчиковая игра «Ша-рик».
Д/ игра: «Вкладыши и башенки». Цель: форми-рование умения пользо-ваться понятием «самый большой» в ходе практических действий со специальными иг-рушками.
Настольный театр «Те-ремок».
Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?
4 неделя Д/ игра: «Бусы для моей ма-мы». Цель: закрепление знания основных цветов, упражнение в различении и назывании основных цветов (нанизывая бусы на шнур, чередуя цвета). Д/игра «Подбери пару». Цель: закрепление умения различать форму (круг, квадрат, треугольник, овал); собирать предметы в пары по заданному признаку. Д/игра «Расставь по по-рядку». Цель: формирование умения сравнивать предметы различными способами, размещать по возрастанию размера (длины, высоты в ряд, передавать в речи результат сравнения.
Рассматривание альбо-ма «Насекомые». Цель: уточнение размера, цвета.
Март
1 неделя Д/ игра: «Четвёртый лиш-ний». Цель: закрепление знания цвета: желтая груша, жёлтый банан, жёлтое яблоко, оранжевый апельсин; зелёный огурец, зелёное яблоко, зелёная груша, синяя слива; красная клубника, красный помидор,красная редиска, зелёный арбуз.
Конструктор «ЛЕГО» «Разноцветные вагончики». Цель: упражнение в подборе и назывании цвета.
Работа с цветными палоч-ками: «Сложи красную ле-сенку», «Построй зелёный заборчик»
Д/ игра: «Что в мешочке лежит?». Цель: закрепле-ние знаний о форме.
Рассматривание пред-метных картинок для по-следовательной группи-ровки по форме.
Д/ игра: «Весёлые мат-рёшки» Цель: закрепление знаний о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения, до пяти).
Наблюдение на прогулке - рассматривание сосу-лек.
Сюжетная игра: «По-кормим кукол». Цель: знакомство с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями: большой, маленький, средний по величине.
2 неделя Д/ игра: «Солнышко и дож-дик». Игра с мозаикой. Цель: закрепление умения правильно подбирать и размещать детали; развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, воображения. Закрепление знания цветов.
Подвижная игра: «Найди свой цвет». Д/ игра: «Фигуры играют в прятки». Цель: продол-жение ознакомления с объё мными геометрическими те-лами: кубом и шаром; упражнение в подборе нужных форм.
Подвижная игра: «Мяч по кругу». Д/ игра: «Два поезда». Цель: закрепление и ис-пользование знания о длине в ходе практических действий с предметами; развитие глазомера, сравнивая предметы по длине.
Подвижная игра: «По-езд».
3 неделя Д/ игра: «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявление способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закрепление знания детей о цвете.
Подвижная игра: «Мой ве-селый звонкий мяч».
Поручение – разобрать дета-ли напольной мозаики по цвету в разные коробки. Д/ игра: «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой. Д/игра «Построим дом». Цель: развитие глазомера при выборе по образцу предметов опре-деленной величины.
Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кус-тов и деревьев.
Чтение сказки: «Лиса и журавль».
4 неделя Д/ игра: «Ниточки для ша-ров». Цель: формирование умения различать и называть цвета. Д/ игра: «Сделай картин-ку». Цель: развитие умения составлять картинку из различных геометрических фигур. Д/игра. «В какое ведёр-ко?»
Цель: упражнение в рас-кладывании однородных предметов разной величины (большие и маленькие кубики, большое и маленькое ведёрко).
Апрель
1 неделя Д/ игра: «Мозаика». Цель: упражнение в восприятии и воспроизведении взаимного расположения мозаики на плоскости с учетом цвета деталей.
Рассматривание предмет-ных картинок с последую-щей группировкой по цвету.
Рассматривание иллюст-рации: «Весна». Д/ игра: «В стране фигу-рок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предме-ты по геометрическому образцу.
Работа с набором пло-скостных геометриче-ских форм. Д/игра «Длиннее – коро-че». Цель: формирование у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Конструктор «ЛЕГО» «Чья дорожка длиннее?».
Чтение рифмовки «Ушки длинные у зай-ки…».
2 неделя Д/ игра: «Подбери по цвету» (шапочки и шарфики). Цель: упражнение в различении ос-новных цветов, сортировке предметов по цвету. Д/ игра: «Найди лишнюю фигурку». Цель: закрепле-ние умения сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Подвижная игра: «Из круга в круг». Д/ игра: «Широкий – уз-кий». Цель: формирование у детей восприятия новых качеств величины.
Рассматривание иллю-страций к сказке «Три медведя».
3 неделя Д/ игра: «Что нужно кук-ле?». Цель: закрепление умения подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.
Конструктор «ЛЕГО» : «Разноцветные башни».
Д/ игра: «Собери картин-ку». Цель: упражнение в составлении изображения из геометрических фигур.
Рисование с трафаре-том: «Обведи фигуру».
Подвижная игра: «Мяч».
Д/ игра: «Веселые мат-решки». Цель: упражне-ние в различении и сравнении предметов по разным качествам величины.
Рассматривание пред-метных картинок с по-следующей расстановкой по величине.
4 неделя Д/игра «Наряжаем кукол». Цель: закрепление знания цвета.
Сюжетная игра: «Чаепи-тие». Накрываем стол, под-бираем салфетки в цвет платьев кукол, составляем чайные пары. Цель: упражнение в подборе цвета. Д/игра «Разложи фигур-ки по домикам». Цель: формирование умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Сюжетная игра «По-кормим кукол». Д/ игра: «Два поезда». Цель: знакомство с таким свойством размера как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине; развивать глазо-мер.
Май Повторение и закрепление пройденного материала.