Екатерина Попенко
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и накопление представлений о внешних свойствах предметов таких как: форма, цвет, величина, расположении в пространстве, а также запах, вкус. Роль чувственного развития в период раннего и дошкольного возраста велика. Этот возраст является лучшим для перехода деятельности органов чувств на более высокий уровень, формирования представлений об окружающем мире. В жизни ребенка ожидает с многообразие форм, цветов и величин предметов, а именно, игрушек и предметов повседневного обихода; знакомство с такими произведениями искусства, как музыка, живопись, скульптура. Каждый ребенок, даже без специального воздействия, в той или иной мере, воспринимает все это. Но если этот процесс происходит внезапно, без направленного воздействия взрослых, оно часто является поверхностным, неполноценным. Здесь, помощником служит сенсорное воспитание. Оно должно быть последовательно и планомерно. Главную роль в сенсорном развитии играет восприятие предметов. Знакомство с предметами через взаимодействие, приводит к возникновению образов восприятия. На втором году жизни малы точность и осмысленность восприятия. Ребенок, взаимодействуя с предметами, часто обращает внимание на самые явные характеристики. В план знакомства детей со свойствами предметов необходимо включить: цвет, форму, величину как особые свойства предметов, без которых невозможно формирование полноценный представлений. Ведущая деятельность в раннем возрасте - предметная, поэтому сенсорные задания необходимо включать именно в нее.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Одним из самых важных средств развития сенсорной сферы является дидактическая игра. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, которая является основой обучения. В играх данного типа есть своя привлекательность для детей. Им важна не заложенная задача, а возможность получить результат, одержать победу. Участникам игры важно иметь знания, связанные обучающей задачей, иначе, вероятность успешного выполнения игровых действий будет мала. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических. В систему игр, направленных на обучение, вошли игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательной частью обучающих игр являются стихи, песни, рифмованные сказки. В дидактических играх используется многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знания, развитию мыслительных процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. Правила игры, содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования и взаимоотношениям детей к выполнению норм поведения. Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо отметить достижения каждого ребенка. Очень важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась их взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Дидактические игры имеют разнообразное содержание, игровой материал, игровые действия, познавательную деятельность. Руководство игрой предоставляется воспитателю. Руководство проявляется в реализации дидактических задач по средствам игры, то есть, используя игровые действия и правила. Однако, одновременно с руководством, воспитатель становится участником игры. Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач. Дидактическую игру можно охарактеризовать разнообразием форм деятельности и их сочетании. Включение более сложных интеллектуально-волевых задач способствует проявлению интереса к дидактическим игам у старших детей. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы. Результатом дидактической игры является то, чего достиг ребенок: усвоение знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто победа, полученная любым способом. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. Таким образом, дидактическая игра в качестве формы обучения детей, включает в себя два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель играет роль учителем, и вместе с тем участника игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Следовательно, дидактическая игра является сложным, многогранным явлением.