Приложение МААМ

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Людмила Жиркова
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

В процессе сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста усваиваются сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер и т. д. Сенсорное развитие направлено на усвоение ребенком сенсорных эталонов. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве дети учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог организует, направляет обследование объекта для выделения разных его сторон.

Педагог, работая в младших группах, учитывает специфику детского восприятия. Восприятие становится осмысленным, анализирующим, целенаправленным. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя определенные предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.

Развитие восприятия ребенка – это его сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

В работе по сенсорному воспитанию учитываются особенности сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

По Г. А. Урунтаевой, в младшем дошкольном возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у младших дошкольников является необходимость тактильного обследования предметов.

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оранжевый». Тогда он сказал: «Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве младшие дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог направляет обследование объекта для выделения разных его сторон.

Созданная для сенсорного воспитания детей младшей группы развивающая предметно-игровая среда отвечает принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся в едином игровом пространстве.

Предметно-развивающая среда создана с учетом познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Иногда дети сами ставят перед собой эти задачи (очень часто это проявляется в игре, самостоятельно ищут способы достижения той или иной цели, что и является первым шагом детского творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания. Дети во 2 младшей группе не слоняются без дела, не страдают от отсутствия впечатлений, много играют и стремятся к содержательному, деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Предметная среда организована так, чтобы побуждать у детей инициативу, воображение, стремление задавать вопросы и творчески их решать.

Напольный (крупный) строительный материал разместили в части свободной от других видов деятельности детей. Свободное пространство на полу дает возможность детям сооружать постройки для детей. В эти постройки сами дети с удовольствием забираются и играют. Сюда же мы внесли и крупный строительный материал из пластмассы «Лего», машины разной величины, наборы мелких игрушек- кукол, зверушек, елочек, макеты домов, изготовленных детьми из коробок при помощи клея и бумаги, разной формы и величины.

Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей сенсорных понятий и представлений. Занятия проводились как фронтально, так и индивидуально 2 раза в неделю. Проводились занятия в игровой форме.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

Ниже приведены конспекты дидактических игр.

Система дидактических игр для сенсорного воспитания

в младшей группе

№ Название игры Цель

1 «СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ» учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов

2 «НАЙДЁМ КАЖДОМУ ШАРИКУ СВОЙ ДОМИК» учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой

3 «СДЕЛАЕМ КАТЕ БУСЫ» развивать внимание, целенаправленные действия, учить соотносить отверстие шарика со шнурком, развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками

4 «ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ» учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т. д., объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий

5 «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ» закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие, продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев, совершенствовать координацию и точность движений

6 «ИГРЫ С МОЗАИКОЙ» развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой, обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету и форме, развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка, продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев

7 «СОСТАВЬ БУКЕТ» развивать умение действовать в определенной системе, подбирая цветы по цвету стебелька, развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия

8 «СОСТАВЬ УЗОР ИЗ ПУГОВИЦ» продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами (пуговицами, формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна, создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий

9 «КРАСИВЫЕ УЗОРЫ» продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин. Развивать мелкую моторику

10

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МОЗАИКИ» развивать внимание к цветовым свойствам предметов, показывая, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук

12 «ВЫКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» фиксировать внимание детей на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов. Учить детей составлять из геометрических фигур простые предметы (дом, снеговик, машина, ёлочка др.)

13 «ОБВЕДИ И НАРИСУЙ» учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение

Рекомендации для педагогов по сенсорному воспитанию дошкольников.

Итогом выполненной работы с учетом выявленных психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей младшей группы средствами игры и предметно-развивающей среды в условиях ДОУ, явилось совершенствование и развитие знаний и представлений ребенка о сенсорных эталонах, организацией условий руководства детской игрой, позитивные изменения в организации и обновлении предметно -развивающей среды в группе детского сада. На основании итогов эксперимента сделаны следующие рекомендации.

1. Познавательные навыки в младшем дошкольном возрасте носят сенсомоторный характер, в каждом из них есть двигательная часть — выполнение движения и осуществление контроля за ним. Процесс формирования данного навыка подчиняется закономерностям формирования любого другого навыка.

2. Многих трудностей в сенсорном воспитании дошкольников можно избежать, если обратить внимание на их профилактику еще во второй младшей группе.

3. Использование дидактических игр в работе с детьми второй младшей группы является очень эффективной формой работы по сенсорному воспитанию.

4. В помещении группы нужно создать условия по сенсорному воспитанию. Имеющийся материал может быть расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

5. В развивающей игровой зоне дети должны иметь возможность действовать с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т. д. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. В зоне изобразительной деятельности можно поместить - пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т. д.

6. Комплекс, определенных нами, оптимальных организационно-педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает:

- побуждение и стимулирование ребенка к самостоятельной постановке и самостоятельному решению игровых задач предметными способами - игровыми действиями с игрушками, с предметами - заместителями, с воображаемыми предметами;

- формирование у детей игровых умений, способов отображения окружающего через совместную игру воспитателя с детьми.

Публикации по теме:

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 2 декабря 2024 в 16:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Жиркова (УИ 2479561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД