Ольга Владимировна Павликова
Сенсорная комната — волшебный мир
▼ Скачать + Заказать документы
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает снять напряжение, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств дошкольников. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между детьми и специалистом.
Публикация «Сенсорная комната — волшебный мир» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2019
Темная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
Основные принципы работы:
• Уважительное, доброжелательное отношение к детям;
• Признание индивидуальности, ценности, значимости, уникальности ребенка;
• Обязательная положительная эмоциональная оценка достижений ребенка;
• Развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы;
• Постепенность коррекционного процесса.
Интерактивная среда сенсорной комнаты позволяет использовать любые формы работы. Необычное сочетание цвета, музыкального сопровождения и специального оборудования развивает не только детское воображение, но и способствует развитию педагогического творчества. Например, в занятии «Путешествие в зимний лес» дети проходят по сенсорной дорожке, как по заснеженным тропинкам, наступая на тропинку так, чтобы не разбудить обитателей леса: тихо и осторожно. Ходьба по ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе не только увлекательным, но и способствует прямой осанке.
Оптиковолокновый пучок торцевого свечения напоминает «заснеженные деревья» в лесу. На концах нитей - волокнах то загораются, то гаснут огоньки, их изменяющийся цвет напоминает иней на деревьях, поблескивающий на солнце в морозную погоду. Такой световой эффект обладает успокаивающим, релаксирующим действием. После путешествия по «Заснеженному лесу» предлагаю детям погреться у костра, используя светильник «Пламя».
С помощью еловых шишек дети делают пальчиковую гимнастику, вдыхая древесный аромат. Так же применяется звуковой эффект «треск костра» в лесу. Сочетание тактильного, звукового и визуального восприятия стимулирует у дошкольников сенсорную чувствительность и восстанавливает зрительно – моторную координацию.
На занятии «Космос», восприятие сенсорной тропы меняется в полутьме при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадая на окружающие предметы и изменяя их цвет. Такой светоэффект не меняет тактильных ощущений, а обостряет их. Отправляясь в путешествие по «галактике», дети полукругом в удобной для них позе, рассаживаются вокруг интерактивной напольной панели «Бесконечный тоннель». Эффект светящегося тоннеля, уходящего в глубь способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения. Сочетание аудио записи и светящегося тоннеля дает представление о трехмерности окружающего пространства и позволяет ребенку окунуться в волшебство «космической невесомости». При возвращении «космонавтам» предлагаю передать свои чувства в рисунке, используя прием арттерапии. Дети с большим удовольствием отражают свои впечатления в рисунке, используя всю гамму ярких красок, что способствует повышению эмоционального фона и заряду хорошего настроения. В занятии «Цветная сказка» дошкольники учатся моделировать свои эмоции, посредством цвета и узнают об эмоциях окружающих.
Для привлечения большего внимания и продуктивности занятия, используется детский зеркальный уголок с «Пузырьковой колонной». Тактильное и зрительное восприятие позволяют упокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающими, а также побыть наедине со своими мыслями и ощущениями. В это занятие включаю «минутку шалости» : возле панно «кривое зеркало» ребенок видит искажение не только окружающего пространства, а так же и собственного тела, что приводит его в неописуемый восторг. Дети возле такого зеркала, даже самые замкнутые, с удовольствием примеряют на себя разнообразные атрибуты одежды и строят гримасы. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Занятие «Я и мои помощники» позволяет дошкольникам познакомиться со строением собственного тела и осознать себя как единое целое (мои чувства, мои эмоции, моё тело и т. п.) и собственное «Я». Дети учатся контролировать свои эмоции и быть внимательными к эмоциям окружающих. Для занятия использую «сухой душ» : разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь всем телом. Оказавшись в «сухом душе», вверху можно увидеть свое отражение в зеркальном потолке. Разноцветные «струи» способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия, осознанию себя в пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. «Сухой душ» так же использую как «уголок уединения». Релаксацию в этом занятии заменяю целебной звуковой гимнастикой для укрепления духа и тела.
Сенсорная комната позволяет использовать в работе такие современные здоровьесберегающие технологии для сохранения и стимулирования здоровья как: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, релаксация, растяжки, а так же хождения по сенсорной дорожке рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Используются в работе с детьми технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры. Деятельность может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коррекционные технологии: психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Технологии коррекции поведения проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия:
• Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности. Развитие, коррекцию и восстановление зрительно – моторной координации и сенсорно – перцептивной чувствительности;
• Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
• Повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
• Развитие воображения и творческих способностей;
• Коррекция психоэмоциональных состояний.
Задачи сенсорной комнаты :
• Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
• Корригировать нарушения в эмоционально – волевой сфере;
• Развивать познавательную деятельность, интерес к исследовательской деятельности;
• Стимулировать сенсорные процессы;
• Развивать общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
• Помощь в стрессовой ситуации;
• Обучать приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Творческий подход к проведению занятий с детьми в сенсорной комнате позволяет более продуктивно удерживать внимание дошкольников. Перевоплощаясь в различные образы, дети без стеснения проявляют свои эмоции и чувства. Под влиянием положительных эмоций и новых зрительных и тактильных ощущений дети становятся более открытыми для общения, дают адекватную оценку собственным поступкам и поступкам своих сверстников. Так же отмечается личностный рост: дети больше проявляют инициативу, стали чувствительны к эмоциям сверстника.