Кудашкина Ольга Алексеевна
Волшебный мир прищепок. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Волшебный мир прищепок"
«Истоки способностей и дарований
Детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
Детской руки, тем тоньше взаимодействие
Руки с орудием труда, сложнее движения,
Ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
Тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Волшебный мир прищепок, Консультация» размещена в разделах
Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития разных способностей. Поэтому нужно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Нужно помнить, что развитие мелкой моторики у детей очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Игра – главное, что поможет развить способности.
К сожалению, многие родители не знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры, тем меньше вероятности возникновения у него проблем с речью.
Кроме того, развивая мелкую моторику у ребенка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
Игры с прищепками (да, да, те самые прищепки, с помощью которых мы сушим белье) идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Занятия с ними очень увлекательные, и как выяснилось, очень полезные! Конечно же, главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук. Но если немного пофантазировать, то прищепки можно использовать практически на протяжении всего развития разных способностей ребенка.
Вот несколько примеров занятий:
1. Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. (открывание и закрывание прищепок. При автоматизации звука, при развитии лексико-грамматических категорий и др.).
2. Упражнения на закрепление сенсорных навыков, направленных на обучение детей различать цвета, уметь называть их. (возьми красную (синюю, белую) прищепку)
3. Упражнения на формирование или закрепления пространственной ориентации – право - лево и др. (возьми красную прищепку и прикрепи ее в правом верхнем углу картинки).
4. Упражнения на закрепление математических представлений: больше – меньше, столько же и др. (возьми две синих прищепки и прикрепи их возле двух красных).
5. Упражнение на развитие творческого воображения – придумывание несуществующих персонажей и смешных историй – способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания.
6. Инсценирование различных действий, дети ведут диалоги персонажей с помощью «говорящих» прищепок.
7. Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления. С их помощью можно сделать самые разнообразные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку, можно даже «нарисовать» целую картину.
Все задания с прищепками можно усложнять, использовать несколько приемов одновременно.
Многолетний практический опыт показал, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
Предлагаю вам увлекательное путешествие в «Волшебный мир прищепок». (В работе используются бельевые прищепки разного цвета и размера)
Внимание!
Все игры с прищепками должны проходить под контролем взрослого, чтобы ребенок случайно не прищемил палец, иначе желание играть с прищепками пропадет.
Итак, раз прищепка, два прищепка… Может получиться интересная игра!
Игры с прищепками
1. Самая простая игра. Прицепите прищепки на одежду малыша, пусть ребенок последовательно снимает все прищепки.
2. Вырежте из картона несколько кругов среднего диаметра. Разделите его на восемь секторов. В каждый сектор приклейте картинки. Располагать картинки можно по определенной теме или просто любые.
Предлагать задания детям в зависимости от возраста.
Игра «Цвет»
Предложить ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку - желтую прищепку.
Игра «Живая – неживая природа»
Предложить ребенку красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими – с неживой.
Игра «Птицы»
Подобным образом одним цветом отмечаем зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками, а нелетающих – зелеными.
Игра «Загадки»
Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку, Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.
Игра «Развиваем фонематический слух»
Предложить ребенку прикрепить прищепку красного цвета к словам, которые начинаются на букву «Р», или найти картинки в которых заданная буква находится в середине или конце слова.
3. Игра «Мамины помощники»
Показываем малышу, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождает действия словами
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
4. Игра «Открывать и закрывать ротик»
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте,
Стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами
Параллельно столешнице.
«Лиса» «Крокодил»
Хитрая плутовка, В зоопарке воробей
Рыжая головка, Пообедал у зверей,
Ротик открывает, А зубастый крокодил
Зайчиков пугает. Чуть его не проглотил.
«Гусь» «Собаки»
«Га-га-га» - Две собаки лают,
Гогочет гусь Друг друга не кусают.
«Я семьей своей Только голос подают.
Горжусь» Видно, зубы берегут.
«Интересный разговор»
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!
5. «Грачата»
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо - влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить несколько
Раз). Затем рука возвращается в исходное положение.
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты грачата:
Очень есть они хотят.
6. «Зубастики»
Цель. Упражнение в сличении предметов по цвету, закрепление названий основных цветов.
Материал. Четыре прищепки основных цветов, силуэты из цветного картона (помидор, груша, слива, огурец).
Ход игры:
- Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? (Красный, желтый, синий, зеленый.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик
Выбирал только предметы своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез за забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Ребенок угощает зубастиков.
7. «Прицепи колючки»
Задание выполняется индивидуально. Детям раздаются картонные ежи, у каждого глаза (или спинки) разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого). Колючки (прищепки) прицепляются по цвету глаз (спинки).
В начале игры загадать загадку:
Вместо шубки лишь иголки,
Не страшнее ему и волки,
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его, конечно…
Показать, что у ежика пока нет иголок. На помощь придут прищепки : из них можно сделать ежику колкие иголки. Показать, как и куда их прищеплять. Дети с удовольствием прикрепляют прищепки.
8. «Солнышко»
Детям раздаются картонные круги желтого цвета, прищепки – желтого и красного цвета.
Загадываем загадку:
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким цветом светит…
После того, как дети догадаются, что это солнце, необходимо взять желтые и красные прищепки, желтый круг и показать, как и куда прикреплять их. Дети с удовольствием собирают солнышко, причем прищепки желтого и красного цвета предлагаем располагать по-разному: чередуя желтую и красную, две желтые, две красные.
По примеру этой игры можно сделать подсолнух, василек, елочку и т. Д.
9. «Гусеница»
Загадаем загадку:
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь грызет.
Для игры необходимо из зеленого плотного картона вырезать гусеницу и взять зеленые прищепки. А дальше на помощь придет фантазия: из прищепок сделать лапки, усики, ворсинки.
10. «Овощи»
-Где можно увидеть гусеницу?
-В огороде.
-А что растет в огороде на грядках?
-Овощи.
-А какие овощи вы знаете?
-Морковка, лук, свекла, репка, капуста…
Ботву овощей можно сделать из прищепок.
11. «Фрукты»
-Из чего получают сок, варят компот?
-Из фруктов.
-А какие фрукты продаются в магазине?
Дети называют известные им фрукты.
Яблоко можно сделать из желтого, красного, зеленого картона, а из прищепок выполнить листочки. Груша получится из желтого картона. Для игры можно взять и готовые картинки фруктов.
12. «Рыбка»
Перед началом игры предлагаем отгадать загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
-Правильно рыбка. Покажите, где у рыбки глазки. А где ротик, где плавники и хвост? У наших рыбок нет ни хвоста, ни плавников. Давайте, их заменим прищепками.
13. Игра «Сказочный домик»
Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу. Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.
14. Вешаем бельё.
Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
15. Бусы и счёты.
Сделайте с малышом бусы из прищепок, нанизав их на шнурок. Если Ваш малыш уже знаком с основными цветами, предложите ему чередовать прищепки по цвету. А если натянуть шнурок между ножками стула, получаются отличные счёты. Эта игра тренирует ловкость пальчиков, помогает закреплять понятия о цветах, формировать начальные навыки счёта.
16. Ладошка.
Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.
17. Жуки.
Прикрепите прищепки в разных местах по всей комнате — на шторы, на скатерть, на книжку, на игрушку, на ковёр… Скажите малышу, что маленькие жуки спрятались и нам надо их найти и посадить в домик-коробку. Эта игра развивает внимание.
18. Травка.
Дайте малышу несколько картонных полосок разной длины, договорившись с ним, что это будут полянки. Предложите посадить на полянку травку. Эта игра формирует понятия «длинный — короткий».
19. Уголки.
Дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикреплять прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие «угол». С детишками постарше можно посчитать количество углов, расширяя понятие о многоугольниках.
Можно придумать и другие интересные игры с прищепками, способствующие как речевому развитию, так и развитию ребенка в целом.