МААМ-картинки

Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС

Ангелина Аладьина
Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друта, смешивание):

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

Публикация «Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС» размещена в разделах

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период - "везде лезет". Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, испорченными предметами и возникновением разнообразных "аварийных" ситуаций.

Особой проблемой в работе педагога с ребенком с РДА, является подбор эффективных методов и приемов для налаживания контакта, что является важным этапом коррекционно-развивающей работы. По мнению Е. А. Янушко, одной из возможностей для установления контакта с ребенком с РДА, является проведение специально организованных сенсорных игр, так как мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка.

Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Сенсорная игра одна из возможностей для установления контакта с ребенком, так как мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка

Как известно, развитие ребенка происходит в процессе совместной деятельности со взрослым, которая вводит ребенка в мир предметов, мир человеческих отношений и способствует его благоприятному психическому развитию на всех возрастных этапах.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Использование сенсорных игр в работе педагога с ребенком с РДА требует определенной последовательности:

Присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его

действиями.

- Если ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать

включаться в игру, но делать это следует тактично и ненавязчиво.

- Успехом ваших действий будет являться доверие ребенка и принятие

предложения поиграть в вашу игру. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

В работе с детьми с РДА используются следующие игры, разработанные Е. А. Янушко.

Игры с красками Цветная вода

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 3 прозрачных пластиковых

стакана (в дальнейшем количество стаканов может быть любым).

Возможные варианты:

1) Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых

навыков. Ребенку предъявляется просьба-инструкция: открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, вытереть лужу на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком.

Игры с ватой

Возможные варианты:

1) Снежки. Сформируете вместе с ребенком руками комок из ваты, с

предложением: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

2) Сугробы. Предложите ребенку вместе с вами прятать и искать в «сугробе» любимую игрушку.

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

Возможные варианты:

1) Салют. Вместе с ребенком подбросьте мелкие детали конструктора

шарики или бусины. Затем соберите их в коробку.

2) Мусорка. В картонную коробку больших размеров и сбросьте разнообразные ненужные предметы (только безопасные) – коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки – со словами: «выбрасываем мусор!»

Игры со старыми газетами или журналами

Возможные варианты:

1) Птицы летят. Поиграйте с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы, наблюдая за их «полетом».

2) Бумажный листопад. Порвите страницы газет и журналов на куски, а

затем подбрасывайте вместе с ребенком охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» После организуйте «уборку листьев».

Игры с водой

1. Озеро

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т. д.

2. Море

На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т. д.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.

Предварительно необходимо подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

1. Снег пошел - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

2. Вертушка - дуть на игрушку-вертушку.

3. Катись, шарик! - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга, можно дуть через трубочку.

4. Бульки - дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

Рекомендации по проведению сенсорных игр

1. При условии, если ребенок не включается в игру не настаивайте, обязательно попробуйте в следующий раз.

2. Помните о том, что ребенка могут испугать, новые впечатления, предложенные вами.

3. Если игра понравится ребенку, то это потребует некоторого количества

повторений.

4. Не затягивайте сюжетную линию игры поскольку произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво.

5. Если ребенок в ходе игры говорит, заглядывая вам в лицо в ожидании

реакции, то повторите его слова, соблюдая интонацию. Это даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.

6. Старайтесь находить социально адекватную возможность удовлетворения желаний ребенка.

Таким образом, для организации работы с ребенком с РДА необходимо учитывать его индивидуальные особенности и проявлять гибкость, позволяющую действовать в зависимости от развития событий.

Публикации по теме:

Дидактическая сенсорная игра «Спрячь мышку»Дидактическая сенсорная игра «Спрячь мышку» Дидактическая игра "Спрячь Мышку" (сенсорика)Дидактическая задача : - Закреплять у детей представление о цветах путем подбора по образцу.

Дидактическая сенсорная игра «Баночки с вареньем»Дидактическая сенсорная игра «Баночки с вареньем» Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на занятиях, в индивидуальной работе, в свободной.

Дидактическая игра «Сенсорная коробка» (найди фрукты)Дидактическая игра «Сенсорная коробка» (найди фрукты) Уважаемые коллеги хочу представить Вам свою методическую разработку Дидактическая игра «сенсорная коробка» (найди Фрукты) Цель: - развитие.

Сенсорная дидактическая игра «Наш весёлый огород»Сенсорная дидактическая игра «Наш весёлый огород» Предлагаю вашему вниманию сенсорную дидактическую игру для детей младшего дошкольного возраста"Наш весёлый огород"Для развития познавательных.

Сенсорная дидактическая игра «Зимний лес»Сенсорная дидактическая игра «Зимний лес» Представляю вниманию сенсорную дидактическую игру "Зимний лес". "Зимний лес"Что такое зимний лес? Это череда чудес! Снег повсюду здесь.

Сенсорная игра «Хрустящий шарик»Сенсорная игра «Хрустящий шарик» Игра на сенсорику своими руками. нам понадобятся воздушные шарики разных цветов, крупы (я взяла- горох, рис, пшено, гречка и манка - эти.

Сенсорная игра «Найди на ощупь» для детей 2–3 летСенсорная игра «Найди на ощупь» для детей 2–3 лет Сенсорная игра "Найди на ощупь». Для детей 2-3 лет сенсорная игра поможет: • обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова или.

Сенсорная игра по ФЭМП «Составь фигуру»Сенсорная игра по ФЭМП «Составь фигуру» Добрый вечер. Продолжаю тему математических дидактических игр и пособий. Сегодня я покажу,как сделать для детей сенсорную игру,которая позволит.

Сенсорная игра «Рисуем на спине»Сенсорная игра «Рисуем на спине» На сегодняшний день придумано большое множество различных игр для дошкольников, но есть из них те, которые особенно нравятся детям. Они.

Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС
Опубликовано: 1 октября 2022 в 18:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Аладьина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД