Ангелина Аладьина
Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друта, смешивание):
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
Публикация «Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период - "везде лезет". Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, испорченными предметами и возникновением разнообразных "аварийных" ситуаций.
Особой проблемой в работе педагога с ребенком с РДА, является подбор эффективных методов и приемов для налаживания контакта, что является важным этапом коррекционно-развивающей работы. По мнению Е. А. Янушко, одной из возможностей для установления контакта с ребенком с РДА, является проведение специально организованных сенсорных игр, так как мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка.
Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Сенсорная игра одна из возможностей для установления контакта с ребенком, так как мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка
Как известно, развитие ребенка происходит в процессе совместной деятельности со взрослым, которая вводит ребенка в мир предметов, мир человеческих отношений и способствует его благоприятному психическому развитию на всех возрастных этапах.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Использование сенсорных игр в работе педагога с ребенком с РДА требует определенной последовательности:
Присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его
действиями.
- Если ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать
включаться в игру, но делать это следует тактично и ненавязчиво.
- Успехом ваших действий будет являться доверие ребенка и принятие
предложения поиграть в вашу игру. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.
В работе с детьми с РДА используются следующие игры, разработанные Е. А. Янушко.
Игры с красками Цветная вода
Оборудование: акварельные краски, кисточки, 3 прозрачных пластиковых
стакана (в дальнейшем количество стаканов может быть любым).
Возможные варианты:
1) Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых
навыков. Ребенку предъявляется просьба-инструкция: открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, вытереть лужу на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком.
Игры с ватой
Возможные варианты:
1) Снежки. Сформируете вместе с ребенком руками комок из ваты, с
предложением: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.
2) Сугробы. Предложите ребенку вместе с вами прятать и искать в «сугробе» любимую игрушку.
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками
Возможные варианты:
1) Салют. Вместе с ребенком подбросьте мелкие детали конструктора
шарики или бусины. Затем соберите их в коробку.
2) Мусорка. В картонную коробку больших размеров и сбросьте разнообразные ненужные предметы (только безопасные) – коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки – со словами: «выбрасываем мусор!»
Игры со старыми газетами или журналами
Возможные варианты:
1) Птицы летят. Поиграйте с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы, наблюдая за их «полетом».
2) Бумажный листопад. Порвите страницы газет и журналов на куски, а
затем подбрасывайте вместе с ребенком охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» После организуйте «уборку листьев».
Игры с водой
1. Озеро
Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т. д.
2. Море
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т. д.
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.
Предварительно необходимо подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
1. Снег пошел - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
2. Вертушка - дуть на игрушку-вертушку.
3. Катись, шарик! - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга, можно дуть через трубочку.
4. Бульки - дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Рекомендации по проведению сенсорных игр
1. При условии, если ребенок не включается в игру не настаивайте, обязательно попробуйте в следующий раз.
2. Помните о том, что ребенка могут испугать, новые впечатления, предложенные вами.
3. Если игра понравится ребенку, то это потребует некоторого количества
повторений.
4. Не затягивайте сюжетную линию игры поскольку произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво.
5. Если ребенок в ходе игры говорит, заглядывая вам в лицо в ожидании
реакции, то повторите его слова, соблюдая интонацию. Это даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
6. Старайтесь находить социально адекватную возможность удовлетворения желаний ребенка.
Таким образом, для организации работы с ребенком с РДА необходимо учитывать его индивидуальные особенности и проявлять гибкость, позволяющую действовать в зависимости от развития событий.