Ермакова Татьяна
Сенсорная игра как метод коррекции сенсорной стереотипии у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении нескольких лет работаю в системе дошкольного образования, реализуя задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с лёгкой умственной отсталостью). В последнее время у таких воспитанников клиническая картина стойкого нарушения познавательной деятельности сопровождается расстройствами аутистического спектра.
Публикация «Сенсорная игра как метод коррекции сенсорной стереотипии у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Такие дети имеют множественные особенности развития и поведения: трудности установления контакта; «феномен тождества» - непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке; нарушение чувства самосохранения; двигательные и речевые стереотипии; отсутствие мотивации к развитию.
Еще одной характерной особенностью для детей с аутизмом является сенсорная стереотипия. Это стереотипные зрительные ощущения- верчение перед глазами пальцев, колес игрушек, включение и выключение света, пересыпание мозаики; стереотипные звуковые ощущения – сминание и разминание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами, раскачивание скрипящих створок двери; стереотипные обонятельные ощущения – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – расслоение тканей, пересыпание круп, манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – произвольное напряжение конечностей, тела, зажимание ушей, удары головой о стену, спинку кровати.
Для ребенка с расстройством аутистического спектра сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. При этом интерес к предмету у ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для него многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх книги, следит за их полетом и слушает шелест страниц, крутит колеса машин и с восхищением наблюдает за этим действием, или рвет на куски пластилин, но отказывается слепить из него что-либо. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления вышеуказанных трудностей и успешного развития детей данной категории. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.
Сенсорными Янушко Е. А. условно называет игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения, преобразовать сенсорные стереотипии в игру.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
- возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; развития познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
В своей работе на начальном этапе диагностики выявляем характерные для ребенка сенсорные предпочтения, затем постепенно подключаемся к сенсорной стереотипии, чтобы наладить с ребенком контакт, и в дальнейшем преобразовываем эту стереотипию в сенсорную игру. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и сенсорные предпочтения у каждого разные. Поэтому важно соблюдать подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.
Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений:
Игры с красками:
- «Эксперименты» - смешивание красок и получение новых цветов; рисование акварельными красками или яркой гуашью на мокром листе бумаги.
- «Кукольный обед» - добавление красок в воду. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…
Игры с водой:
- Переливание воды (наполнение бутылок водой из-под крана, переливание воды из одной емкости в другую).
-«Открывай-закрывай» - Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Катя (побуждайте ребенка использовать обращения, открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- «Фонтан» - если подставить под струю воды ложку, либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг : "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
- «Купание кукол» - искупайте кукол в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?"
Игры с мыльными пузырями:
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
- «Выдувание пузырей»- чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или корпус от гелевой ручки (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
- «Пенный замок» - в небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.
Игры со свечами (будьте аккуратны, соблюдайте технику безопасности) :
- «Подуй на огонек» - Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: "Смотри, свечка горит - как красиво!" Помните, что ребенок может испугаться - тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: "А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
- «Гуляем в темноте» - "задание на дом" : когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.
- «Рисуем дымом» - Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: "Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?" Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.
-«День рождения» - Приготовьте зефир либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "День рождения Мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" и задуйте свечи.
Игры со светом и тенями:
- «Тени на стене» - Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
- «Фонарик» - Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей.
- «Солнечный зайчик» - Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда не спеша, отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать»….
- «Темно-светло» - при помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
Игры со льдом:
- «Тает льдинка» - Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.
А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл".
- «Разноцветный лед» - Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
- «Ледяные фигуры» - Замораживайте воду не только в специальных формочках. Используйте также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.
Игры с крупами ( Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне).
- «Дождь, град» - Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий - позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом» .
По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. В завершение такой игры организуйте уборку.
- «Покорми птичек» - В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробьи, или курочки, уточки. " Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!"
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) :
- «Пластилиновые картинки» - при создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные "картины" из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их - получилась "полянка с ягодками", «Огород», «Море».
Игры со звуками:
- «Найди такую же коробочку» - Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
- «Звуки природы» - Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Игры с движениями и тактильными ощущениями:
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность, или же снял кофточку и словами "Больно, болит!" выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.
Если это произошло, то в занятиях становится возможны проведение таких игр:
- «Тормошение – возня» - обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т. п.
- «Догоню-поймаю» - Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.
- «Ходьба оп сенсорным дорожкам» с разными наполнителями.
-«Попади в цель» (метание мячиков в цель).
Вариантов игр бесконечное множество, мы остановились лишь на тех, которые используются на начальных этапах коррекционной работы. Эти игры не перенасыщены сенсорными ощущениями, и с их помощью сенсорная стереотипия преобразовывается в игру.
Приведу некоторые примеры преобразования сенсорной стереотипии в сенсорную игру, которые мы используем в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Кирилл О. повсюду ищет движение, поэтому все время бегает по группе. Для ребенка характерна двигательная стереотипия. Постепенно преобразовываем ее в сенсорную игру – «Догони меня, потом я тебя», «Прыгай как я», подвижные игры с мячом, ходьба по круги, затем в заданном направлении.
Саша Н. не любит, когда ей моют голову. Даем родителям рекомендации, как выйти из этой ситуации. Используем игры с водой «Фонтан», «Закрой – открой», с мыльными пузырями «Пенный замок». Обыгрываем мытье головы с куклой.
Лиза П. любит чувство давления на свое тело, прячется за диван. После определения сенсорных предпочтений используем игры с пластилином – разминание, размазывание по поверхности картинки; так же можно использовать тактильные приемы - рисование цифр, букв, фигур на теле ребенка (спине, руках).
Ксения Т. Старается избегать попадания яркого света в глаза. В этом случае постепенно вводим игры с цветными красками, игры со свечой, «театр теней», «солнечный зайчик».
Максим Е. при возникновении громких бытовых шумов закрывает уши, в то же время никак не реагирует, когда его зовут по имени родители. В этом случае используем игры на развитие слухового восприятия, игры с шумовыми коробочками, «Постучим-погремим», с музыкальными инструментами.
Как видите, к каждому ребенку мы находим индивидуальный подход, стараясь установить эмоциональный контакт. В дальнейшем количество предлагаемых сенсорных игр увеличивается, расширяются предпочтения детей, используется большее количество дидактического материала.
На более поздних этапах коррекционной работы для развития зрительного внимания рекомендуется использовать цветотерапию и светотерапию, что способствует улучшению цветового восприятия. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры «Мемори», соединение половинок картинок и т. д.
На развитие слухового восприятия используем игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т. д. Для звуковых сенсорных игр можно использовать поющие стаканы наполненные водой, бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. В качестве музыкальных инструментов можно использовать совершенно неожиданные предметы, будь то кастрюли, ведра, ложки, тазы и разнообразные контейнеры.
Для развития восприятия запаха используются ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи.
А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.
Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, в которых ребенку показываются части тела на кукле и предлагается показать их на своем теле, игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные пирамидки и матрешки. Самым интересным способом является различные творческие работы с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т. д.
Используются игры и упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка, бумаги (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).
Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Список литературы:
1. Шпицберг И. Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. 239
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007.
3. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.
4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. М. : Теревинф, 2010.