Ольга Карбаинова
Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это связано с тем, что таких детей с каждым годом становиться все больше. Причиной этого является множество факторов, основной из которых - это общее снижение здоровья нации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. [2]
Публикация «Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
На первой степени нарушения здоровья развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. На это есть ряд причин: нежелание родителей закреплять за ребенком данный статус и воспитывать своих детей в условиях учреждений компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических факторов. Именно поэтому в настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей.
Конечно, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции - грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и посещать обычный детский сад, тем более что действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, но такая ситуация стихийного включения создает проблемную ситуацию для педагогов и дошкольного учреждения в целом.
Ведь основной задачей воспитания детей с ОВЗ в ДОУ становиться создание благоприятных условий для реализации равных возможностей с ровесниками. Для этого в дошкольных учреждениях должна быть создана «безбарьерная» образовательная среда. В это понятие входит не только соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию, но и к воспитанию и обучению таких детей. В ДОУ, осуществляющем работу с детьми с ОВЗ, должны бать педагоги- дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, специальное оборудование и современные технические средства обучения для коррекционных занятий, а также специальные развивающие программы. Все эти требования невозможно выполнить, если статус детей с ОВЗ, посещающих детский сад не подтвержден официально, но обучать и воспитывать таких детей необходимо. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида. В данной статье мы коснемся именно проблемы поиска наиболее эффективных приемов обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. [1] Так как главным инструментом познания мира являются органы чувств, то целесообразно в работе с детьми с ОВЗ широко использовать методы и приемы сенсорного развития. Ведь от того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, готовит его к реальной жизни, развивает психические процессы, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, тем самым обеспечивая освоение навыков учебной деятельности. [3]
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С помощью различных игр по сенсорике мы можем воздействовать на все органы чувств ребенка.
Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с ОВЗ необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ОВЗ. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно или с помощью родителей из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.
Таким образом, сенсорное развитие – это то направление, которое будет эффективно для работы с детьми с ОВЗ и не потребует от воспитателя специальной переподготовки, так как такие занятия входят в программу дошкольного воспитания.
Список литературы:
1. Юшкова Е. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они? https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/23/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kto-oni /Социальная сеть работников образования (дата обращения 05.10.2017)
2. https://www.omskmintrud.ru/ Сайт Министерства труда и социального развития (дата обращения 02.10.2017)
3. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/chto-takoe-sensorika-i-pochemu-neobhodimo-ee-razvivat-v-rannem-vozraste/ Социальная сеть работников образования (дата обращения 07.10.2017)