Ольга Фаст
Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
XIII региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций
Направление конкурса:
Инклюзия в образовании и социальной сфере:
Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Воспитатель
ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа»
обособленное структурное подразделение г. о Отрадный
Самарской области
Фаст Ольга Владимировна
2017 год
Введение
Публикация «Проект „Лэпбук как современное средство обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, трудности переноса усвоенных знаний и навыков и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. При работе с детьми использую современные образовательные технологии и методики и целенаправленно применяю их в практической деятельности. Содержание и методы обучения дошкольников с ОВЗ в моей группе направлены на его развитие. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Один из практических методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является Лэпбук.
Проблема Исследования свидетельствуют о трудностях в развитии познавательной активности у таких детей. Недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.
Актуальность проекта. Это отличный способ для развития ребёнка через познавательную деятельность. Возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию, применять полученные знания в игровой деятельности, это возможность социализации детей, умения общаться.
Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности детей с ОВЗ возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста.
Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.
Вид проекта:педагогический.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, педагоги.
Продолжительность проекта: долгосрочный:
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. Обсуждение темы проекта. Теоретическое обоснование проблемы.
2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы.
3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования.
4. Определение нормативной базы исследования. Воспитатель
[b]Проектировочный этап[/b]
1. Разработка плана-графика мероприятий. План руководства.
2. Подбор диагностических методик. Набор диагностик.
3. Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей. Анализ ситуации в группе.
Этап реализации проекта
- Изготовление в совместной деятельности лэпбука «ЛЕТО».
- Мастер-класс с педагогами «Лэпбук» как форма совместной деятельности взрослых и детей" .
- Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Профессии".
- Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Что такое зима?" Лэпбук "Что такое зима?" .
- Изготовление в совместной деятельности Лэпбук «Экология». Организация выставки. - Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Весна — красна".
- Организация - выставки лэпбуков «Лэпбук - это интересно!».
- Изготовление в совместной деятельности лэпбука «Насекомые».
- Подготовка презентации с педагогами "Лэпбук: от идеи до воплощения".
Контрольно-оценочный этап
Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.
Дальнейшее развитие проекта.По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком. Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим неделям в соответствии с программой.
Предполагаемый продукт проекта: создание лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации, презентация для педагогов, рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков.
Заключение. Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в разных направлениях развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Использованная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;
2. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Что меня окружает: Альбом-задачник. – М. : Дрофа, 1996. – 128 с. (иллюстрации)