Ирина Костракова
Разные формы коррекционной работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения в экологической обстановке земного шара привели к увеличению детей с ОВЗ. Эти проблемы дают о себе знать с самого раннего детства и вызывают большие трудности у родителей, педагогов и самих детей. Им тяжело общаться, выполнять многие задания, найти своё место в коллективе. Поэтому нам нужно подобрать различные методы, приёмы, виды деятельности занимаясь с такими детьми.
Темочки:
Чтобы выбрать правильное направление коррекционной работы, в первую очередь нужно провести разностороннюю диагностику (медицинскую и психолого-педагогическую, выработать индивидуальный план работы для ребёнка. В своей работе мы широко используем сказки, т. к. они помогают ребёнку накопить богатый словарь, строить грамматически правильные фразы, накопить большой лексический материал, закрепить и ввести в речь поставленные звуки. Сказка помогает сделать речь ребёнка выразительной, эмоционально яркой, поддерживает и разнообразит диалог детей. Кроме того в них содержится много юмора, что позволяет ребёнку снять эмоциональное напряжение, использовать различную мимику, что даётся с большим трудом таким детям. Многие герои сказок становятся любимчиками у детей, они с радостью играют в кукол-героев произведений. Любимые домашние куклы в детском саду способствуют быстрой адаптации таких детей, легкому разрешению конфликтных ситуаций, помогают заводить друзей замкнутым или агрессивным детям, способствуют самовыражению и формированию эмоциональной устойчивости.
У наших детей плохо развита мелкая моторика, поэтому любые игры с мелкими предметами, крупами, песком очень полезны им. Они доставляют огромную радость в эмоциональном плане и развивают тактильно-кинестетические ощущения.
Дети с ОВЗ рассеянные, с трудом удерживают внимание, быстро забывают. Для них трудно составить план рассказа и удержать его в памяти. И нам на помощь приходя пиктограммы, схемы, таблицы, они повышают интерес и способности детей к пересказу или выражению своих мыслей, историй. Наглядное моделирование помогает заучивать и надолго сохранять в памяти стихи, рассказы, составлять сложные распространённые предложения.
На музыкальных занятиях весело и легко проходит закрепление сформированного у логопеда речевого дыхания, силы голоса, мимики, чувства темпа и ритма, развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляции.
Рядом с музыкальными занятиями стоят физкультурные: они помогают ребёнку почувствовать себя более сильными, уверенными в двигательном плане, способствуют развитию зрительно-пространственной координации и ориентировке.
Специалисты образовательного учреждения выполняют огромную работу, но без участия и помощи со стороны родителей коррекционно-развивающий процесс проходит медленно и недостаточно успешно. Следовательно специалистам необходимо также проводить коррекционно-образовательную поддержку и помощь родителям или лицам их заменяющим.
Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.
Принуждать ребенка заниматься нельзя.
На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить.
Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают со специалистом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.