Елена Нечунаева
Логоритмика как одна из методик для работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, арттерапия и т. д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания. Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948). «Важнейшей задачей, определяющей о собую значимо сть логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений» (Волкова Г. А. логопедическая ритмика. М. ,1985) Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Говоря о логоритмике, В Гринер отмечает, что в основу ее она ставит ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания мне бы хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
Публикация «Логоритмика как одна из методик для работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуются самой музыкой. Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие знятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель и воспитатель. Если мы проанализируем рекомендуемые разными авторами схемы занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены разные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. П е н и е включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д. Игра на музыкальных инструментах способствуют развитию чувства ритма и мелкой моторики.
Материал, используемый на логоритмических занятиях Сюда входят : игры со словом, игры с пением, музыкально- дидактические игры и упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве и т. д. Упражнения на основе основных движений: ходьба, бег, прыжки. Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях, воспитателем на утренней гимнастике, музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике. В этой работе используются : Упражнения без музыки, под музыку, музыкально-ритмическая гимнастика. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: ходить, бегать, скакать друг за другом, строиться парами, врассыпную, по кругу, двигаться поскоками врассыпную, строиться в круг из разных положений, равномерно сужать и расширять круг, находить место в колонне, перестраиваться из большого круга в маленькие. Упражнения в танцевальных движениях: игры-потешки («Радуга- дуга», «Андрей-воробей», музыкальных упражнениях, играх («Зеркало», «Затейник»)
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство: Е. Тиличеевой «Бегаем». Дидактические игры, танцы: «Передача платочка», «Мелодия», «Забавный случай» Д. Кабалевского, «Повтори дружок за мной», игра «Мышеловка» у. н. м.