Ирина Шаханова
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность, инновационность:
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще развивается моторика, и всё это позволит ребёнку легче учиться в школе.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни» размещена в разделах
Что же такое сенсомоторика?
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)
Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые условия. Это, прежде всего, авторская развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован сенсомоторный центр «Развивай-ка!», который предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.
Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке тренажерами, пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. При активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
В сенсомоторном центре представлены различные материалы на развитие тактильных ощущений. Прежде всего, большое количество природного материала: желуди, шишки, грецкие орехи, фасоль бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «веселые утята» (перебирают фасоль и горох, рисуют ватными палочками, зубочистками, пальцами по рассыпанной муке или манке, в сухом бассейне из круп находят на ощупь мелкие игрушки. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Во время работы ведется беседа, связанная с растениями и семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.
Большое место в нашем уголке занимают различные виды дидактического оборудования, например, многофункциональные ширмы, пальчиковые дорожки-тренажеры
Для реализации задач сенсомоторного развития использую различные методы:
- игровые (дидактические игры на закрепления понятия формы, цвета, величины,
- практические (тактильное обследование предметов, экспериментирование; лепка, аппликация, конструирование,
- наглядные (рассматривание реальных предметов, игрушек, иллюстраций, наблюдения, словесные (беседы; использование художественного слова).
Для развития сенсорных представлений использую как готовые настольно-печатные игры, так игры, которые изготовила сама («Найди цветок для пчелки», «Подбери варежки к шапочке», «Разноцветные большие бусины», «собери цветочек», домик для геометрических фигурок др.).
Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.
Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка
Для развития мелкой моторики рук детей использую игры-шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.
Для закрепления понятий «форма» и «величина» использую дидактические игры «Чудо-палочки», «Чудесный мешочек», «домик для фигурки» и др.
На музыкальных занятиях у наших воспитанников развиваются слуховое и зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Благодаря систематической и последовательной работе, взаимодействию со специалистами и родителями к концу каждого учебного года у воспитанников наблюдается положительная динамика в психофизическом развитии, в том числе и в формировании сенсорных представлений, прежде всего, представлений о цвете, форме, величине.
Проведённая работа по сенсомоторному воспитанию :
- помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
помогла в совершенствовании мелкой моторики рук. способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия; - научила детей различать цвет предметов, сравнивать по величине;