Инна Ткачук
Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством лепки
Имею достаточно большой опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ежедневно имею возможность наблюдать воспитанников с проблемами в сенсомоторном развитии. Что же такое сенсомоторное развитие?
Сенсорика - в переводе с латинского (от лат. sensus «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).
Публикация «Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Моторика – это основа развития всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации объединяет зрительный опыт с опытом тактильно - двигательным. Моторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их удовлетворенностью в творческой деятельности что способствует их успешности и повышению самооценки.
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется ГЛАЗОМЕРОМ - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. В начале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
На занятиях по художественно - эстетическому развитию, а именно лепке, мы систематически развиваем глазомер детей : лепим животных и обращаем внимание на то, что его голова не может быть больше туловища. Аналогичная ситуация происходит и при лепке человека - руки человека не могут быть длиннее его ног и т. д. Для развития глазомера. часто используем стеку, которой отсекаем "лишний" пластилин. При лепке "сказочных домиков", закрепляли умение скатывания колбасок. Готовые колбаски прикладывали к полоскам, к которым, в дальнейшем, их фиксировали. Прикладывая, стекой отсекали пластилин, выходивший по длине, за пределы полосок. Такая же ситуация имела место быть и при лепке "Новогодних елочек". Сенсомоторное развитие дошкольников, как и много лет назад остается одной и важнейших проблем дошкольной педагогики.