Марина Калюжина
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №31»
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через
продуктивные виды деятельности
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 31»
Калюжина М. В.
г. Михайловск
апрель 2022 год
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, акку-ратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский
«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом ран-нем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирова-ние представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприя-тие», «способность ощущения».
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно пе-реоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствова-ния деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного вос-приятия окружающей действительности, служит основой познания мира, пер-вой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окру-жающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запомина-ние, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являют-ся результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не-возможно без опоры на полноценное восприятие.
С сенсорным воспитанием и развитием тесно связана продуктивная дея-тельность. Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивная деятельность - деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом ре-альный мир.
Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приво-дит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, яв-лении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе - развивающие функ-ции.
Какие же задачи воспитания и обучения детей раннего возраста позволяют решить занятия по продуктивной деятельности :
• Создавать эмоционально-положительное настроение, атмосферу живого и интересного общения;
• Знакомить с сенсорными эталонами;
• Активизировать словарь;
• Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности;
• Развивать мелкую моторику;
• Воспитывать интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках);
• Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятель-ности.
Программой предусмотрено обучение детей раннего возраста различ-ным видам изобразительной деятельности : лепка, рисование, аппликация, кон-струирование. Передача различных свойств предметов в разных видах изобра-зительной деятельности достигается по-разному, в связи с этим характер сен-сорного освоения свойств предметов будет различным. Если ребенок осваивает объемную форму, то в обследование включается восприятие и ощупывание предмета (обследование игрушки, чтобы изучить предмет его нужно обследо-вать трогать, сжимать, гладить и т. д., то есть совершать какие-то действия, ко-торые называются – моторными). Если форма изображается контуром, то сен-сорное освоение свойств предмета должно быть направлено на восприятие кон-тура (обводим контур плоскостного изображения, которое ребенок будет изображать). Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движений, которые наводят на способ действий в процессе изображения (рисуем в воздухе). В итоге переходя к изображению, ребенок представляет, какое движение для этого необходимо. В тех случаях, когда формы предмета и его частей знакомы детям и когда им известны спосо-бы изображения данных форм, движения рук можно не включать в обследова-ние
Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творче-ский характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предме-там и явлениям.
7 СЛАЙД
Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его фор-му, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного раз-вития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положе-ния предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии от-тенков цветов.
Таким образом одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процес-се общественно-исторического опыта.
Рисование:
• обогащает сенсорный опыт малышей путём выделения формы пред-метов, развивает эстетическое восприятие окружающих предметов;
• формирует умение различать цвет;
• учит рисовать различные линии, пересекать их, уподобляя предме-там (ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, забор-чику и т. д.); подводит детей к рисованию предметов округлой фор-мы.
• формирует умение бережно относиться к материалам, правильно держать карандаш или кисть в руке и правильно их использовать.
На занятиях рисованием мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному, где осуществляется сенсорное раз-витие.
Предметное рисование является основой для формирования представ-лений о различных предметах и их свойствах, постепенно обогащая и уточняя имеющиеся знания. Эти знания формируются на основе обследования предме-тов.
Сюжетное рисование требует не простого повторения изображенного предмета, а внесение каких-либо изменений вследствие чего строится сам сю-жет. Таким образом, сюжет требует участия воображения и строится на сен-сорной основе.
Лепка. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие ко-торых ведет к более точной передаче формы. Лепка позволяет ребенку изоб-ражать предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки дошкольник спо-собен передавать форму изображаемого предмета. Ценным в использовании лепки является то, что свойства используемых в лепке материалов позволяют многократно менять форму, достигая желаемой выразительности объекта. Кроме того ребенок получает сенсорный опыт, развивается сенсомотрика.
Занятия лепкой знакомят ребенка с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Дети осваивают технику отламывания ма-ленького кусочка от большого куска, лепки палочек и колбасок, раскатывания комочка между ладонями прямыми движениями, соединения концов палочек, плотно прижимая, их друг к другу и т. д
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности за-ключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладе-ние приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддаю-щимися воздействию руки.
Лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внима-ние, пространственное мышление, фантазию.
Аппликация - один из самых доступных и понятных видов детского твор-чества.
Аппликация - тесно связана с сенсорным восприятием, она развивает мо-торику у детей, мышление, эстетический вкус, воображение. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности : детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них тех-ника раскладывания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследо-вания предметов.
Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.
В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представ-ления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей восприни-мать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.
Аппликация для детей является очень интересным и развивающим заняти-ем.
Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Конструктивная деятельность развивает творческие способности детей раннего возраста в продуктивной деятельности. Поддерживает желание детей строить самостоятельно и совместно со взрослым.
В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным ма-териалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал раз-нообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструктивная деятельность - это деятельность по созданию какого-то реального продукта.
Выразительными средствами является: форма, размер, последователь-ность, вес.
Конструирование - более сложная деятельность, требует предварительно-го планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами). Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитическая деятельность по обсле-дованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения (башня, имеющая слишком узкое основа-ние, рушится.)
В детском возрасте конструирование тесно связано с игрой и игровой си-туацией.
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно отно-ситься к постройке, сооруженной им самим или товарищем.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, кото-рый помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки - это способствует повышению их интереса к конструированию.
Дети учатся:
• правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпи-чик);
• понимать и правильно употреблять слова: большой - маленький, длин-ный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий;
• правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убе-ри, разбери, принеси, уложи и т. д.
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
• размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд)
• накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
• замыкает пространство (загородка, забор, домик,
• делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность со-здавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёш-ки)
Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материа-лом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познава-тельный интерес к строительству.
Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо по-буждать детей к совместному складыванию материала в коробку.
Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Центры Содержание
Центр развития конструк-торских способно-стей. Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельно-сти 1. Крупный строительный материал, из кото-рого малыши сооружают на полу постройки.
Примечание: Его можно раскрасить по типу «разрезных кубиков», чтобы можно было сло-жить стену, одна сторона которой выглядела бы как фасад дома, а другая – как внутреннее его убранство. Руководство играми детей с этим материалом важно и необходимо. Вос-питатель в присутствии детей создает разные сооружения, объединяет их в сюжетную по-стройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить, организует работу так, чтобы дети помогали ему. Руководя играми малышей, вос-питатель уточняет их представления о форме и величине предмета. По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф.
2. Средний строительный материал (деревян-ный, пластмассовый).
Центр творчества
Стимулирование детской активности по овладению
миром прекрасного 1. Доска, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рей-ке и снимается.
2. Материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пла-стилин, доски).
3. Фланелеграф, силуэты предметов для ап-пликации.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности про-веряются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы фор-мировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явле-ния, которые способствовали бы совершенствованию процессов изобразитель-ной деятельности, конструирования, звукового анализа слов и т. д.
При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность даёт нужное направление сенсорному воспитанию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содер-жание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного воспитания. То есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т. д., то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребёнка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребёнок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.
Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обоб-щать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определённой системе. Обучая детей рисовать, ле-пить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому бо-лее полезно предложить детям для постройки не один-два красивых дома, а ряд простых, но в определённой системе усложняющихся домов. Этот будет способствовать формированию у них обобщённых представлений о домах, обобщённых умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый, дом. То же самое относится и к изобразительной деятельно-сти.
Таким образом, продуктивная деятельность может быть организованна по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, леп-ки, конструирования, но их общее развитие при этом остаётся фактически на прежнем уровне (например – задание детям «строим дом»); в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т. д. получают умения вос-принимать, сравнивать, обобщать (например – задание детям «будем строить большой синий дом и зеленый маленький»). И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.
Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктив-ная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам ум-ственного воспитания.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научатся изображать в рисунке всё более сложные предметы и явления, создавать всё более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и пред-ставления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновре-менно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чув-ственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит даль-нейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется от-носительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Организуя с детьми работу по продуктивной деятельности, необходимо помнить, что каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностя-ми, которые можно и нужно развивать.
У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчан Т. А. Мы с тобой одной формы! Сенсорное развитие. – М. : Карапуз, 2009. – 13с.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет. - М. : Просвещение, 1988. – 144с.
3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» (основная образовательная программа дошкольного образования). - М. : Мозаика – синтез, 2018. – 349с.
4. Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 96с.
5. Лыкова И. А Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М. : Ка-рапуз-дидактика, 2008. – 144с.
6. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Про-свещение, 2009. – 160с.
7. Поддьякова Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1981. – 192с.
8. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. - Воронеж: Учитель, 2009. – 137с.