Получи документы

Конспект музыкального занятия «Сен-Санс «Карнавал Животных». Беседа за роялем»

Иванова Светлана Ивановна
Конспект музыкального занятия «Сен-Санс «Карнавал Животных». Беседа за роялем»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа за роялем : Сен-Санс «Карнавал Животных» Слайд 01

Цель: познакомить детей с музыкой Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», положенной в основу «Зоологической фантазии» и учить различать изобразительность музыки. Слайд 02

Задачи:

Публикация «Конспект музыкального занятия „Сен-Санс „Карнавал Животных“, Беседа за роялем“» размещена в разделах

• определять соотношения изображения животных, голосов птиц с музыкальными образами из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

• содействовать эстетическому восприятию музыки, эмоциональной отзывчивости на ее характер и настроение, на музыкальный образ.

• развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.

• Расширять кругозор и музыкальную культуру детей.

Личностные результаты:

• уважительное отношение к иному мнению;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач.

Метапредметные результаты:

• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения;

• умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о музыке;

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия.

Предметные результаты:

• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Методы воспитания: методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение; метод организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение; метод стимулирования: поощрение.

Методы обучения: наглядные: демонстрация фотографий животных, портрета автора; беседа о характере музыки; рассказ о композиторе; самоконтроль: переосмысление собственной активности учащегося на занятии.

Средства обучения и воспитания: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Муз рук: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Для нашей беседы вам потребуются только ваши знания и хорошее настроение! Слайд 03

Сегодня мы познакомимся с творчеством Камиля Сен-Санса (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик.

Вы услышите фрагменты сюиты «карнавал животных»

Сюита «Карнавал животных»- произведение юмористическое, даже пародийное. Сен-Санс не столько рассказывает о животных, сколько подмечает разные человеческие типажи, причем остроумно и весьма узнаваемо!

Карнавал животных”- программная сюита из 14 номеров.

Программная музыка - инструментальная музыка (чаще всего симфоническая, в основе которой лежит «программа», т. е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Источником сюжета, могут быть исторические сказания и легенды (сюита «Пер Гюнт» Грига, образы, навеянные изобразительным искусством («Картинки с выставки» М. Мусоргского, пейзажные зарисовки («Волшебное озеро» А. Лядова).

Сюита (франц. suite - последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Хотите? Кого вы там можете увидеть? (ответы) Слайд 04

-Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что такое карнавал? Слайд 05

Ответы: (Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали).

-Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный.

Слайд 06 Давным-давно родился во Франции, в Париже в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства любил вслушиваться в шумы, звуки природы. И, конечно же, маленький мальчик Камиль, прислушиваясь к звукам природы, повзрослев, смог передать их в своей музыке. Но не только звуки природы удалось композитору передать в своих произведениях. Он очень любил животных – диких, домашних. Наблюдал за ними, заботился о них, любил и защищал. И в итоге исполнилась его давняя мечта - он сочинил очень интересное произведение, в котором очень остроумно, с юмором рассказал о животных. Но рассказал не с помощью слов и музыки, как в песнях, где слова помогают раскрыть суть и характер произведения, а одними только музыкальными звуками. При помощи музыкальных инструментов. Слайд 07

Послушайте как эти инструменты звучат по отдельности: 2- рояля; ксилофон; фисгармония; челеста; контрабас; флейта; кларнет; скрипка; альт; виолончель.

Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости. Отгадайте, по загадке, кто первый придёт на карнавал. Слайд 08

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост - с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он –царь зверей В жаркой Африке своей.

Кто же это, ребята?

-Конечно, это Лев. Слушание отрывка «Королевский марш льва»

Ребята, как вы можете охарактеризовать музыку, которую только что мы с вами прослушали?

Ответы примерные:( - Лев величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, он рычит.) (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав);

Муз рук: Ребята, звучание каких инструментов вы узнали?

Ответы: - Фортепиано, виолончель, контрабас.

Муз рук: - Итак, узнаем, кто у нас в гостях, отгадав следующую загадку: Слайд 09

Ах, какой же он горластый, По утрам кричит всем «Здравствуй!»

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки

На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки-

И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали: Ко-ко-ко,ко-ко-ко Нам зерно клевать легко.

Ответы: -Петушок! (4 слайд) -Курицы!

Слушание отрывка «Курицы и Петухи»

Муз. Рук:-Как вы охарактеризуете этот отрывок?

Ответ: - Куриное кудахтанье передается в музыке с большим юмором это быстрые, суетливые повторения на одном звуке, заканчивается резким скачком вверх. Куры перебивают друг друга. Неожиданно куры замолкают. Их бестолковая суматоха внезапно прерывается…. Это запел Петух. Он воображает перед курицами, но неожиданно фальшивит «пускает петуха». (смехотворно назойливые птичьи крики);

Муз. рук: Какие инструменты услышали здесь?

Ответы: - Фортепиано, две скрипки, альт, кларнет.

Муз рук: - следующая подсказка … Слайд 10

-Очень медленно ползет, Долго, говорят, живет.

Голову втянув от страха, Скрылась в панцирь …

Ответ:-Черепаха! (5 слайд)

Муз рук: Слушание отрывка «Черепахи»

-Ребята, опишите музыку, которую мы только что прослушали.

Ответы: Музыка в очень медленном темпе, изображает неповоротливость, медленные движения черепахи. ” (музыкальная ирония над медлительностью);

Муз рук: -Какие инструменты вы услышали в этом отрывке?

Ответы: - Струнные и два фортепиано

Муз. рук: -На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же э- то? Слайд 11

Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет

Огромный, серый, с добрым нравом Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой Поднять он может нас с тобой.

Он весит, очень много тонн. Друзья, конечно, это

Ответ: -Слон! (слайд 7)

Слушание отрывка «Слон»

-Как вы можете описать эту часть сюиты?

Ответ: -Слон, точнее, слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку, тяжеловесно закружилась в вальсе. (– ирония над тяжеловесностью);

-Какие инструменты вам удалось услышать?

Ответ: Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент - контрабас. В результате получается не танец, а пародия на него.

- Контрабас и два фортепиано.

К нам на карнавал пришел еще один гость. Кто же это? Слайд 12

-Коричневого цвета На двух ногах не тужит

Ей хвост опорой служит Скачками побежит от льва.

Еда - листочки и трава. На животе в кармане прижались дети к маме

В теплой сумке детвору Носит только….

Ответ: - Кенгуру!

Слушание отрывка «Кенгуру»

-Как вы можете описать этот отрывок?

Ответ: Кенгуру не умеет ходить и бегать, а только прыгать, поэтому и музыка тоже «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды фортепиано, как будто отскакивают от клавиш. Этот прием называется «стаккато». Каждая фраза, ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и озирается по сторонам. (опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);

-Какие инструменты вы узнали?

Ответ:- Два фортепиано.

Давайте встречать следующего гостя. Слайд 13

Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом

То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом

Водоросли, как аллея, дно песчаное светло,

Вот одна, других резвее, бьется боком об стекло

Плавнички дрожат, Трепещут, спинка выгнута дугой,

Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Ответ: -Это аквариум

Слушание отрывка «Аквариум»

-Опишите музыку.

Ответ: С первых звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных «водяных» красок. (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды);

Какие инструменты встретились нам в этом отрывке?

Ответ -Флейта, фортепиано.

К нам на карнавал решил прийти еще один гость. Слайд 14

Горделивый, белокрылый, Он белее белых лилий

Скользит бесшумно над водой, Шея выгнута дугой

Им любуются всегда, Все на берегу пруда.

Ответ: -Лебедь! (слайд 10) Слушание отрывка «Лебедь»

Как вы можете описать музыку?

Ответ: Певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фортепиано рябь на ней. (“бархатный” тембр виолончели, пластичность мелодии на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих легкому плеску воды создает образ совершенной красоты);

Какие инструменты вы узнали?

Ответ: Виолончель, два фортепиано

Давайте еще раз прослушаем отрывки, и на этот раз вы попробуете угадать, какое же животное пришло на карнавал. Слайд 15

Дети слушают отрывки, угадывают персонажей

Вот и подходит к концу наша встреча на карнавале животных. Предлагаю в свободное время нарисовать вам любое животное в карнавальном костюме, из тех, которые были сегодня на празднике. До сих пор участники карнавала представлялись перед нами поодиночке. Наконец, они собрались все вместе в Финале. Произведение заканчивается стремительным танцем.

Слушание «Финала». Слайд 16

(на фоне танцевальной музыки проносятся знакомые персонажи – темы предыдущих пьес).

Ребята, понравилась вам музыка Сен-Санса карнавал животных?

Ответы:… Слайд 17

А теперь я хочу вас проверить, как хорошо вы запомнили звучание инструментов?

Музыкальная викторина :

Фрагменты музыки :

1. контрабас

2. флейта

3. виолончель

4. челеста

5. скрипка

6. фисгармония

7. альт

8. рояль

9. кларнет

10. ксилафон.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по речевому развитию «В мире домашних животных» в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов» -Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам, что же это за инструмент – фортепиано. Давайте сейчас послушаем сказку, как же появился на.

Конспект нетрадиционного занятия «Ящерка» в технике пуантилизм. Рисование животных АфрикиКонспект нетрадиционного занятия «Ящерка» в технике пуантилизм. Рисование животных Африки Приветствую всех! Предлагаю Вашему вниманию занятие по рисованию "Ящерки", творческие идеи и работы детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия «Беседа об Олимпийских играх» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Конспект занятия в подготовительной группе — беседа на тему: «Метеоприборы» Цель:познакомить детей с профессией гидрометеоролога; помочь детям понять ее значение; заинтересовать идеей создания в группе метеобюро.

Конспект занятия «В мире животных»Конспект занятия «В мире животных» Программное содержание: Закрепить знания и представления детей по изученным темам (домашние животные, дикие животные. Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Сен-Санс «Карнавал Животных». Беседа за роялем»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 14:42
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия «Сен-Санс «Карнавал Животных». Беседа за роялем»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД