Алена Миронова
Семья как фактор воспитания
▼ Скачать
В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".
Семья – наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности в важнейших фазах ее первичного становления – физического, эмоционально-интуитивного, речевого – от рождения до 6-7 лет, духовно-нравственного – от 3,6 до 9,5 лет, индивидуально-творческого – от 4,8 до 14 лет.
Публикация «Семья как фактор воспитания» размещена в разделах
Семья закладывает ведущие начала индивидуального и коллективного Я личности (образ Я и образ мира, гармонию ума, души и воли ребенка, его образ действий и образ будущего.
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Нравственное воспитание в семье, не может не основываться на их традициях. Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды.
Какие цели могут определять отношения между взрослыми и детьми в семье и каковы их психологические последствия.
Стремление строить жизнь ребенка как свою собственную. Фактическая реализация такой цели может иметь те или иные нюансы, принимать разнообразные формы, но в целом ее можно сформулировать как стремление через успехи ребенка улучшить собственное социальное положение.
Ребенок не может служить средством изменения жизненных обстоятельств взрослых, компенсатором их неудач и несбывшихся надежд. С момента рождения он представляет собой потенциальную, а затем вполне реальную личность. Если именно личность ребенка, его психологическое и социальное становление, развитие и раскрытие творческого потенциала становятся целью родителей, можно говорить о надежном психологическом фундаменте отношений между поколениями в семье.
Цели и установки реализуются через общий широкий спектр отношений в семье, ведущим среди которых является общение. Общение между родителями и детьми в семье имеет ряд специфических особенностей – как положительных, так и отрицательных. Не определив их, трудно разобраться во внутрисемейных проблемах и конфликтах.
Отметим положительные признаки семейного общения:
1. Семейному общению в большей степени, чем другим видам общения, присущи интимность, камерность, снижение "доверительного интервала", дистанции между общающимися сторонами.
2. Семейное общение охватывает все стороны жизни человека, обеспечивает его внеролевое принятие и взаимодействие. Так, в школе ребенок может выступать в одной-единственной роли – ученика, в спортивной секции – спортсмена. Семья же должна принимать ребенка в интеграции всех его внешних ролей, помогать устанавливать их иерархию.
3. В семейном общении невозможно выделить отдельные его аспекты (обучение, воспитание, развитие, ему присущ комплексный характер взаимного влияния друг на друга всех членов семьи. И если взрослые служат для ребенка наглядными примерами, образцами поведения, то он в свою очередь их подтягивает, дисциплинирует, укрепляет в них чувство ответственности.
4. На семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребенка с миром. Прямо обрушить на его неокрепший организм и психику требования окружающей действительности, иногда довольно жесткие, нельзя. Поэтому родители нередко выступают своеобразным "буфером", смягчая эти требования и подстраховывая, снимая стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни.
5. В семейной жизни, как нигде, велико влияние личностного начала в воспитании. Живой пример, особая чувствительность к настроению и состоянию членов семьи имеют большое значение. У родителей, как ни у кого, есть возможность остаться один на один с ребенком и точно оказать на него необходимое влияние.
6. Семья, обеспечивая максимальную длительность связей, имеет большое влияние на человека на протяжении практически всей его жизни – от младенчества до старости. Это предопределяет непрерывность познания друг друга в разных ситуациях, полную информированность о жизненном пути ребенка.
Объективные причины, осложняющие общение в семье, отношения между ее членами.
1. На семейное общение ложится большая эмоциональная нагрузка. В семье диапазон эмоциональных проявлений очень широкий, так как включает и расслабление в домашних условиях, и снижение самоконтроля, и нарастание тенденции к нервным "выбросам". Эта тенденция усиливается тем, что обычно общение с детьми приходится на вечернее время, когда и родители, и ребенок уже устали и испытывают острую потребность в отдыхе, а часто и в ограничении социальных контактов.
2. Общение в семье может протекать на фоне уже накопившегося переизбытка общения (у детей в школе, у родителей на работе, когда одна из сторон или сразу обе испытывают потребность побыть в одиночестве, сосредоточиться на своем внутреннем мире.
3. Общение в семье зачастую происходит на фоне мелких, каждодневных бытовых хлопот, что нередко обесценивает его содержательную сторону, ибо ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений. Эта приземленность общения порой просто невыносима для подростка с его романтическими взглядами на жизнь и вызывает у него неприязнь к родителям.
4. У родителей часто нет психолого-педагогического опыта, он приобретается параллельно с ростом ребенка. Поэтому высока вероятность педагогических ошибок. Отсутствие знаний приводит к недостаточному пониманию происходящих событий, действиям на основе интуиции или чаще всего исходя из первых эмоциональных побуждений (причем нередко в состоянии раздражения). Многие родители черпают свои педагогические идеи из весьма ненадежного источника – своих подзабытых и приукрашенных последующим жизненным опытом детских впечатлений, не испытывая потребности более широко и непредвзято взглянуть на свои собственные отношения с ребенком.
5. Неразвитость специальных коммуникативных умений затрудняет возможность проявления родителями личностного аспекта в различных жизненных ситуациях. Неумение "облачать" свое поведение в ту форму, которая максимально полно соответствовала бы исходной цели педагогического воздействия на ребенка, психологической сущности взаимодействия, часто не позволяет правильно реализовать интуитивно найденные верные педагогические решения.
Таким образом, при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.