Папки-передвижки

Семья как фактор формирования личности ребёнка

Елена
Семья как фактор формирования личности ребёнка

«Человек начинается с детства…» …так сказал автор многих детских произведений Сергей Михалков, и мы с ним полностью согласны. Именно в детстве закладываются основы морали и нравственности, формируются качества личности и характера, воспитывается трудолюбие и сопереживание, и многие другие положительные качества, которые так необходимы в жизни любого человека. Воспитание ребёнка дошкольного возраста является важнейшей стороной всей педагогической работы в семье и в дошкольном учреждении. И начинается оно буквально с первых дней жизни младенца. От того, как мать относится к своему малышу в первые месяцы его жизни, зависит начало социального и психологического развития ребёнка. Будет ли ответ улыбки матери на улыбку своего дитя, будет ли он чувствовать тепло рук, спокойное дыхание и сердцебиение близкого человека…это важные факторы не только психологического, но и физического здоровья ребёнка. У детей, испытывающих дефицит родительской любви, появляется «госпитализм», состояние, характеризующее нарушения социализации, процесс отклонений в психическом развитии и прочие негативные факторы. Невозможно перелюбить или переласкать ребёнка, однако не стоит путать эти моменты с «засюсюкиванием», не приносящим никакой пользы.

В семье формируются первые нравственные переживания, закладывается стержень воспитания, который в будущем станет мотивом для определения поведения ребёнка в различных жизненных ситуациях. Дошкольное детство является сензитивным периодом в жизни человека и поэтому наиболее значимо и ценно не только для него лично, но и для общества в целом. Именно в этот период пробуждается любовь к Родине, понимание семьи как ячейки общества, ценность товарищеских взаимоотношений со сверстниками, уважение к старшему поколению и многие другие важные качества личности. Конечно, огромное значение имеет положительный пример родителей, образец поступков и помыслов, так как ребёнку дошкольного возраста в этот период свойственно подражание взрослым и хотелось бы, чтоб пример был морально значимым и убедительным. Начало взаимодействия общения со сверстниками, формирования знаний, умений, навыков у детей в этом возрасте дают огромные возможности родителям и педагогам для закладки основ всех психологических и социальных ценностей. И очень важно уже на начале сформированных в семье качеств, «правильно передать» в дошкольное учреждение положительно настроенного и доброжелательного ребёнка.

Педагоги детского сада, совместно взаимодействуя с семьями своих воспитанников, так же закладывают начала развития личности ребёнка. Потребность общения у дошкольника неразрывно связана с необходимостью в познании всего нового и неопознанного. И в это время важно быть рядом с ним, так как возникает необходимость руководства. Ребёнок, не осознавая того сам, но чувствуя на органическом уровне, нуждается в организации своего обучения, досуга, режима дня. У детей, которыми «занимаются» взрослые, формируется крепкая нервная система, они психологически и физически здоровы, так как эти два состояния неразрывно связаны. Хочется отметить, что руководство детьми должно носить демократический характер, основываться на понимании и взаимоуважении. Только при доверительных отношениях между детьми и взрослыми будет результат воспитания. Настоящего воспитания, а не запугивания и унижения. Овладевая системой знаний и взаимоотношений с окружающим миром с помощью родителей и педагогов, ребёнок становится самостоятельным и учится сам решать задачи, с которыми ежедневно сталкивается. Дошкольное детство самый притягательный период в жизни человека. Ребёнок открыт и готов принять в себя любой вклад взрослого. Он похож на росток, заботливо посаженный в почву. Уход и внимание дадут свои плоды, результатами которых будет полноценная, социальноустойчивая личность. В дошкольном возрасте все психические процессы находятся на стадии становления и при благоприятном их развитии формируются умения справляться с поставленными возрастными задачами, это положительно влияет на эмоциональное, психическое и физическое состояние дошкольника.

В дошкольном возрасте у ребёнка проявляются предпосылки тех талантов, которые в них заложила сама природа. Одна из задач родителей и педагогов распознать, рассмотреть и почувствовать то направление, в котором нужно двигаться. Очень часто взрослые «глухи» и видят в ребёнке только то, к чему сами стремились в детстве или чего не достигли в жизни. Это одна из самых больших ошибок, которые совершают родители. Часто они достигают своих целей, но какой ценой! Ребёнок перестаёт быть собой и становится послушной куклой, выполняющей все требования своих кукловодов, перестаёт развиваться так необходимая самостоятельность, воля и формирование собственной цели. И наоборот, бывает что в силу характера и типа темперамента дошкольник становится на путь неуправляемого, на него жалуются воспитатели и родители, не понимая, что же ещё нужно ребёнку у которого всё есть, о котором так заботятся и думают. А это своеобразный бунт, против духовного рабства. Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными способностями и нуждается в понимании и руководстве их гармоничного развития.

Дошкольный мир это своеобразный мир, для того, чтоб в нём жить и понимать детей не надо быть ребёнком. Нужно просто вспомнить своё детство, те ощущения и переживания, которые побуждали совершать поступки, те мысли и действия, которые возникали при обращении взрослого. Ведь только понимание является первым ключом к нахождению общего языка с любым малышом, а потом уже принятие и выбор методов для его развития и обучения. Ценность дошкольного детства тем и значима, что принятый взрослыми ребёнок может благоприятно развиваться и расти в обществе, принести пользу своему народу, развить природные таланты и создать в будущем социальноустойчивую ячейку общества. Дошкольный период - неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации и устанавливается связь с внешним миром, закладывается фундамент здоровья, формируются основы самосознания и индивидуальности. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путём, с радостью и удивлением ребёнок открывает для себя всё новое и стремится к активной деятельности. Важно в это время не тормозить дошкольника ненужными фразами и указаниями: «нельзя», «не трогай», «не лезь» и др. Это слова-убийцы всех начинаний ребёнка. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для него, тем успешнее будет развиваться дошкольник.

Социальная среда, которая окружает ребёнка является источником его развития, а деятельность и обучение – движущей силой, поэтому именно в дошкольном возрасте родителям и педагогам возможно изменить в лучшую сторону при необходимости условия, в которых находится ребёнок. На всём этапе дошкольного детства у ребёнка образуются виды ведущей деятельности, как движущей силы психического развития. Возникают новые способы взаимодействия и личностные новообразования. Используя эти виды на каждом возрастном этапе родители и педагоги могут успешно формировать универсальные генетические предпосылки к учебной деятельности. Заинтересовывая дошкольника, взрослые достигают одну из главных задач психологического развития: осмысление своей деятельности, для чего и зачем следует побуждение, из которого образуется поступок и что потом будет. Таким образом, у ребёнка дошкольного возраста начинает управлять своими непосредственными, данными от природы психологическими функциями, которые в результате этого процесса становятся высшими психическими функциями, или сознательно управляемыми.

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. Они хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хотят познавать на собственном опыте. Ребёнка особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать». Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как родитель или педагог чувствует ребёнка, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит будущий успех дошкольника в межличностном общении. И всему этому детям нужно учиться. Так как ведущим видом в дошкольном возрасте является игра, через неё происходят все качественные изменения в психике ребёнка и с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение дошкольника, нормы социальных установок, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А в психическом и социальном развитии ребёнка важнейшую ценность представляет сама личность, её формирование, как и для чего он умеет делать. Так как вся жизнь ребёнка развивается под воздействием оценок окружающих, это даёт возможность взрослым корректировать и направлять поведение и взаимоотношения детей в дошкольном возрасте.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее. в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию, успешной самоактуализации - как бы вопреки экстремальным ситуациям. Откуда же берётся жизнестойкость, сохранение физического здоровья и душевного комфорта в сложных условиях? Корни уходят опять таки в дошкольное детство. самый благоприятный период для становления и укрепления физического и психического здоровья. Ребёнок сам по себе беспомощен и только мудрость взрослых даёт ему защиту, создавая условия для полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого зависит здоровье человека в целом. С раннего детства создавая условия для того, чтоб ребёнок мог проявить себя, осознать свои безграничные возможности, соотнести их со способностями других детей в различных видах деятельности, родители и педагоги достигают цели, воспитывая весёлого, активного, самостоятельного, дружелюбного, любознательного, инициативного, уверенного и сопереживающего ребёнка.

Дошкольное детство даёт возможности удовлетворять возрастные потребности ребёнка при создании необходимых для этого условий. Нужен свободный выбор и поддержка в самоутверждении, которое необходимо для установления адекватной самооценки детей дошкольного возраста и самосознания. Сензитивным оценочным периодом у ребёнка является старший дошкольный возраст, появляются зачатки рефлексии-способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания с мнениями и оценками окружающих и немаловажна роль взрослых в формировании этого качества. Успешность будущего школьника зависит от того, как оценивает его окружающая социальная среда: родители, педагоги, сверстники. И самооценку ребёнок применяет к себе на том же уровне. Важно то, что от вытекающей самооценки зависит регуляция деятельности и поведения ребёнка. Формируется активный или наоборот пассивный словарный запас, преобладает внутренняя или внешняя речь, блокируются или реализуется учебная, игровая, социальная деятельность…Все эти факторы не возникают у дошкольника просто так, а благодаря регулируются оценочной реакции взрослых на поступки, поведение или результаты учебной деятельности. И именно в дошкольном возрасте ими можно ещё управлять и корректировать самооценку и поведение.

В дошкольном возрасте ребёнок восприимчив и внушаем. Его непосредственность, неиспорченность, искренность и открытость являются ценнейшими качествами. Иногда хочется думать о том, что воспитывая детей мы воспитываем себя. Очень часто они дают нам образец поведения, потому, что чисты и правдивы. Дети не умеют лгать. Если ребёнок солгал. это защитная реакция на предыдущее наказание или результат страха перед взрослым, что тоже говорит о негативных оценочных реакциях окружающих. Нужно помнить главный принцип педагогики – не навреди. Не испортить, не угнетать природные задатки ребёнка, а развивать и помогать сориентироваться ему в этом мире. Постоянное ежедневное взаимодействие и доверие между детьми и взрослыми приведут к плодотворному сотрудничеству с обеих сторон, результатами которого будет всесторонне-развитая и гармоничная личность. Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века педагогами и психологами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок-существо невербальное, и всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова. Бессловестная коммуникаци – самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто - нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее. Переживания останутся в глубине эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы.

Несмотря на то, что развитие человека идёт непрерывно всю жизнь, преодолевая все этапы возрастных кризисов, в этом развитии есть закономерная цепь изменений, которые затрагивают строение организма и его работу, поведение человека и его взаимодействие с другими, динамику функциональных и эмоциональных состояний, способы познания себя и окружающего мира. И конечно же у всех оно протекает по-своему. Но в развитии разных людей есть черты сходства, порождаемые различными причинами, одной из которых является возраст. Именно он определяет стадию развития. Дошкольный возраст-это ценнейший этап формирования уникальности ребёнка, когда из индивида он превращается в индивидуальность, а далее становится личностью. Однако не следует забывать, что дошкольники ещё не умеют полностью управлять ходом своего познания и развития. Здесь обязательно нужна помощь взрослых, их руководство и организация. Используя основополагающий принцип развития психики ребёнка, который говорит о том, что ребёнок дошкольного возраста системен и пластичен, развивать его можно различными средствами.

Наши дети всегда открыты для общения, у них ещё нет сформированного негативного отношения к окружающему миру, на стадии формирования находится физическое и психическое здоровье, они верит в доброту и сказочных персонажей. Это особый мир, мир детства в котором необходимо присутствие взрослого как доброго волшебника, создающего вокруг возможное из невозможного. Дети верят в то, что можно справиться с любыми сложностями, что нет невозможного, и добро всегда побеждает зло. Дети, включаясь в процесс общения, учатся контролировать свои эмоции и переживания. Необходимость развития эмоциональной саморегуляции продиктована наличием в обществе определённых требований, норм, эталонов эмоционального взаимодействия и экспрессивного выражения, обусловливающих развитие социальных эмоций. Они регулируют деятельность человека на протяжении всей его жизни. Они же определяют широту и характерего отношений с окружающими, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Социальные переживания являются ведущим механизмом социализации человека и поэтому так важно их развить у ребёнка дошкольного возраста. Приобретённые социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности и содержательным мотивом её поведения.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для становления и развития всех качеств, необходимых ребёнку в будущем. И только от взрослых, от родителей и педагогов зависит качество воспитания и образования ребёнка. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающим миром первичен для дошкольника и представляет собой интерес, как для научных исследований, так и для практической деятельности в ходе образовательно-воспитательного процесса.

Многие специалисты подчёркивают важность работы, направленной на развитие в ребёнке способностей именно в дошкольное время. Потребности ребёнка безграничны, ему всё время хочется познавать мир, и это является платформой для разработки новых и новых форм, методов и способов работы с детьми дошкольного возраста. В их основе конечно же останется безусловная любовь к детям, их социальная и психологическая ценность в жизни общества.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семья как фактор формирования личности ребёнка
Опубликовано: 27 сентября 2024 в 11:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья как фактор формирования личности ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД