Получи документы

Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника

Прыткова Надежда
Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Введение. Вопрос формирования социальных компетенций детей дошкольного возраста является важной социальной и психолого-педагогической проблемой. Для нравственного самосовершенствования личности каждого человека особое значение имеет социализация личности ребенка в семье и в образовательном учреждении. Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя определенного этноса и общепланетарного сообщества людей.

Публикация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника» размещена в разделах

Семья и детский сад – два важнейших института социализации дошкольников. Несмотря на разные воспитательные функции, взаимодействие семьи и детского сада необходимо для полноценного развития ребенка. В детских садах дети получают всестороннее образование, приобретают навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, проявляют собственную активность.

Важной задачей системы образования является взаимодействие с семьей. Именно семья и семейные отношения являются основой любой образовательной программы, поэтому взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей крайне важны.

Цель исследования – необходимость более глубокой и детальной теоретической разработки вопроса взаимодействия семьи и детского сада в контексте решения актуальных проблем социализации дошкольника.

Методы исследования – анализ социологической информации, эмпирический метод.

Результаты исследования и их обсуждение. Социализация – это процесс погружения индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через усвоение ее социальных норм, правил и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно существовать в обществе.

Содержание отдельных компонентов процесса социализации определяется с учетом возрастных особенностей дошкольников. Следует подчеркнуть, что дошкольный возраст является наиболее важным и оптимальным периодом для социализации ребенка. В этот период он активно овладевает речью, учится общаться со сверстниками и взрослыми, приобретает знания о нормах поведения в обществе и учится адаптироваться к ним [чурекова, с. 220].

Поскольку ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра и общение, то и процесс социализации ребенка должен происходить через игру и общение. Через игровую деятельность ребенок осваивает новые формы поведения, присущие данному возрасту: внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, волю.

Среди возрастных особенностей дошкольника, влияющих на его социализацию, стоит отметить и развитие речи, благодаря которой ребенок приобретает новые знания (гностический компонент, учится общаться (коммуникативный компонент) и координировать собственную деятельность с другими людьми (деятельностный компонент).

Современная дошкольная педагогика подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, что проявляется в разнообразии форм взаимодействия и спектре ценностей, которые приобретает ребенок в процессе семейного воспитания [козлова, с. 159]. Семья – это первый социальный институт, задача которого заключается в формировании у ребенка представления об окружающем мире, об отношениях к окружающим и к себе, способности общения и построения межличностных отношений, приобщении к материальным и духовным ценностям общества. Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс воспитательных мер и методов. В этой связи огромную ценность приобретает квалифицированная помощь дошкольного образовательного учреждения – детского сада.

В настоящее время как в исследованиях ученых, так и в практике работы детских садов изучаются новые формы сотрудничества детского сада и семьи, разрабатываются новые подходы к работе с родителями, основанные на соединении двух систем – детского сада и семейного сообщества. Суть этих подходов заключается в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности детей и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Все педагоги должны стараться реализовывать в своей работе такие задачи, как создание взаимопонимания для поддержания положительного эмоционального состояния у всех участников образовательного процесса.

Современные родители сегодня нуждаются в помощи в организации воспитания дошкольного поколения, ведь незнание психологии и педагогики приводит к ошибкам, непониманию, а значит, к неэффективному воспитанию. В этой связи основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Воспитатели и родители должны восприниматься как партнеры в целостном процессе социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, добрую волю и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Важным условием полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в образовательный процесс в детском саду. Сегодня используются различные формы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс: информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы по различным темам, детско-родительские клубы [морозова, с. 213]. В настоящее время также наблюдается большой интерес родителей к информированию посредством интернет-технологий. Педагоги создают различные сайты и веб-страницы, где размещают полезную информацию для родителей и отвечают на распространенные вопросы.

Для создания условий полноценной социализации дошкольников на основе взаимодействия детского сада и семьи можно предложить следующие рекомендации:

внедрять и укреплять психологию доверия в детском саду : доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, прежде всего, на доверии к нему благодаря его личным качествам (заботе, доброте, чуткости);

ранняя диагностика общих и специфических проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) с целью оказания помощи родителям;

проведение педагогических консультаций, собеседований, семинаров, тренингов, конференций.

Выполнение подобных рекомендаций может положительно повлиять на процесс взаимодействия детского сада и семьи ребенка для обеспечения успешной и полноценной социализации дошкольника. Индивидуальность ребенка будет полностью учтена, так как педагог, постоянно поддерживающий контакт с семьей, знающий особенности и привычки своего воспитанника и учитывающий их в своей работе, принимает во внимание тип семьи и стиль семейных отношений, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Это также дает возможность реализовать единую программу воспитания и развития личности ребенка в детском саду и семье.

Выводы исследования. В направлениях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающей общие подходы к полноценному развитию личности ребенка.

Родители должны понимать, что без их участия полноценное воспитание и развитие ребенка невозможно. Один только заботливый человек не может воспитать гармоничную личность.

Семья и детский сад – две важные взаимосвязанные единицы, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт и навыки. Только в сочетании друг с другом они создают благоприятные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

При правильно выстроенном и гармоничном взаимодействии детского сада и семьи дошкольник может быть успешно воспитан и обучен всем необходимым для его возраста знаниям и навыкам. Важно помнить: «Ребенок – зеркало семьи; как солнце отражается в капле воды, так нравственная чистота матери и отца отражается в ребенке».

Список источников:

1. Чурекова Т. М. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме / Т. М. Чурекова, В. Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 46.

– С. 217-224.

2. Козлова С. А. Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / С. А. Козлова [и др. ]; под научной редакцией С. А. Козловой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 195 с.

3. Морозова И. А. Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка (из опыта работы) / И. А. Морозова,

Е. В. Жалыбина // Молодой ученый. – 2020. – № 6 (296). – С. 213-214.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника
Опубликовано: 11 августа 2024 в 12:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Прыткова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД