Прищепа Ольга Александровна
Эффективность использования регионального компонента в совместной работе педагогов, родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР:
«Эффективность использования регионального компонента в совместной работе педагогов, родителей и детей в соответствии с ФГОС»
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонациональной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
Публикация «Эффективность использования регионального компонента в совместной работе педагогов, родителей и детей» размещена в разделах
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно - историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
• комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
• создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
• учет специфики организации и построения педагогического процесса;
• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
• принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;
• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий :
• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;
• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по региональном компоненту :
[3 – 4 лет] Знает свое имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители.
[4 - 5 лет] Знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города (населенного пункта) в котором он живет.
[5 - 6 лет] Знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников.
[6 - 7 лет] Имеет общие представления об истории своего края, символике, традициях родной страны.
Содержание регионального компонента направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного города; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими наш край; формирование представлений о достопримечательностях родного города и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге РФ; ознакомление с картой РФ и своего района.
Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- управление реализацией программы;
- создание и обновление предметно - развивающей среды;
- инновационная или экспериментальная работа;
- формы сотрудничества с семьей;
- преемственность в работе ДОУ и школы;
- взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Второе направление - создание и обновление предметно-развивающей среды. Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации регионального компонента. Для реализации регионального компонента в краеведческом образовании детей можно оборудовать краеведческие уголки в каждой возрастной группе. Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении.
Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.
Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников. Семейный проект «Родословное древо моей семьи»
Четвертое направление - формы сотрудничества с семьей. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. В программном разделе «Взаимодействия с семьями воспитанников» описаны так традиционные формы работы с родителями, так и инновационные.
Пятое и шестое направление - преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п.)