Уразова Яна
Семинар-тренинг «Толерантность — важное условие эффективного взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-тренинг
«Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас будет проходить семинар-тренинг «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия».
(Слайд 2)
- Люди на свете рождаются разными:
непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
нужно терпенье в себе воспитать.
(3 слайд)
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
- формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
- развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в упражнениях «Чем мы похожи», «Я желаю себе и другим…».
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Процедура проведения: Члены группы стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.
(Слайд 4)
- Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей.
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
(Слайд 5)
В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дано такое определение: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,. демократии и правопорядка…».
(Слайд 6)
На слайде представлены характеристики толерантной и интолерантной личности.
Основная роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению, в его эмоциональном благополучии в детском саду, принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие.
Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.
(Слайд 7)
Условно можно выделить типы педагогов с терпимым и нетерпимым отношением к ребенку. Мы хотим предложить вашему вниманию психологическую характеристику типов педагогов. Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от ошибок.
Тип педагога «Диктатор»
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!».
Лозунг: «Вы ответите мне за все!».
Краткая характеристика: Данный тип педагога разрушителен для личностного развития детей и поэтому является источником дезадаптации ребенка к дошкольному учреждению. Неприязнь к детям, неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничивать их деятельность твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.
(Слайд 8)
Тип педагога «Снежная королева»
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!».
Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».
Краткая характеристика. Педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до. Часто в эту группу входят «выгоревшие» педагоги с «хронической усталостью», эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие состояние педагогического кризиса, или педагоги, занимающие «чужое» место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.
Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, позиция пассивного, равнодушного созирцателя. Данный педагог, так же как и «Диктатор», способствует дезадаптации ребенка к образовательному учреждению.
(Слайд 9)
Тип педагога «Боец»
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!».
Лозунг: «Делай, как я!».
Краткая характеристика: «Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ним всеми доступными ему средствами (у каждого педагога свои – в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для такого педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он «подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Педагог отдает предпочтение «любимчикам», многое им прощает, что способствует их адаптации к дошкольному учреждению, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным, что в итоге приводит к его дезадаптации.
(Слайд 10)
Тип педагога «Сноб»
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки».
Лозунг: «И когда только вы вырастете!».
Краткая характеристика: «Сноб» терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и «свысока» ведет себя с обеспеченными родителями, но в то же время невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток – негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может стать причиной дезадаптации ребенка.
(Слайд 11)
Тип педагога «Стоик»
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!».
Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».
Краткая характеристика. В основе педагогического труда такого педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.
(Слайд 12)
Тип педагога «Золушка»
Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».
Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».
Краткая характеристика: «Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к дошкольному учреждению минимально.
(Слайд 13)
Тип педагога «Черепаха Тортилла»
Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т. д., и этим все сказано!».
Лозунг: «У вас все получится со временем!».
Краткая характеристика. Такой педагог относится к детям «сверху», с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…». «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы видеть вас более старательными». Дети любят такого педагога, он помогает им адаптироваться к дошкольному учреждению.
(Слайд 14)
Тип педагога «Альтруист»
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов вас принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг: «Все дано от природы, я мало, что могу сделать!».
Краткая характеристика: Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим вмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, может быть излишне эмпатичен, принимает ребенка, способствует его адаптации к дошкольному учреждению.
(Слайд 15)
Тип педагога «Миролюбец»
Педагогическое кредо: «Исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития».
Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!».
Краткая характеристика. Это идеальный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает. Отношения основаны на принятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личностного роста и развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка, что, разумеется, ведет к его быстрой адаптации к дошкольному учреждению.
Отметим еще раз: первостепенная роль в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению принадлежит педагогу: от того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистична образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в дошкольном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в школьную жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.
(Слайд 16)
Упражнение «Пять добрых слов»
Форма работы: фронтальная, парная.
Задание. Каждый из вас по цепочке своему соседу справа делает пять комплиментов. Комплименты могут быть разнообразные (про внешность, про характер, про одежду, про украшения и т. д.). Задача слушателя в конце речи оппонента отблагодарить словом, например (спасибо, мне очень приятно, вы так добры ко мне и т. д.) Далее после благодарности, кому делали комплименты, поворачивается к соседу справа и делает уже ему пять комплиментов. Так цепочка продолжается пока каждый из участников упражнения не получит комплименты. Важно друг друга называть на Вы, тем самым проявляя уважение, друг к другу.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда вам делали комплименты?
- Все ли ваши достоинства, о которых говорили другие, были вам известны?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Сложно ли вам было после комплиментов говорить слова благодарности?
Творческая работа
Участники семинара должны назвать по одному качеству, которыми должны обладать взрослые и дети в детском саду, чтобы ДОУ стало «Пространством толерантности».
- Хотелось бы, чтобы в детском саду всегда царили любовь, прощение, терпение, а также доброта, уважение, взаимопонимание. Ведь любовь, прощение, терпение, доброта, уважение и взаимопонимание это и есть толерантность. Спасибо всем за активную работу!