Гурина Юлия Николаевна
Семинар-тренинг для педагогов «Формирование педагогического коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный семинар-тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, формирование толерантного поведения педагогов, позитивного отношения друг к другу, развития коммуникативных компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов и их предупреждения, настрой на позитивное и продуктивное сотрудничество.
Работа проводится в тренинговой форме, так как, это одна из самых эффективны форм усвоения информации, которая применяется на практике. В тренинговых, групповых формах происходит активизация каждого участника для приобретения опыта саморазвития в процессе взаимодействия, освоения новой информации, методов и средств работы или приобретения нового навыка. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
План семинара-тренинга
Вводная часть
1. Приветствие с разных концов света.
2. Упражнение – ассоциация «Моё имя».
3. «Что значит для меня коллектив».
Упражнение – ассоциация «Коллектив» + теория – обращение к раздаточным материалам.
4. Упражнение «Корабль».
5. Психологический климат + анализ анкетирования.
6. Упражнение «Портрет».
7. Конфликт:
– работа над понятием: теория, характеристики конфликтов;
– анкетирование на конфликтность;
– мультфильм «Конфликт» - спички;
– стратегии выхода из конфликта;
– закрепление: мультфильм «На мосту»;
– ситуации – видео с последующим комментарием;
– коты для настроения.
8. Упражнение «Комплимент» + «Клубок».
Песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
9. Упражнение – терапия «Мозговой штурм».
10. Упражнение «Узелок».
11. Индийская мудрость: 14 заповедей Будды.
12. Эпиграф.
13. Рефлексия: смайлы.
14. Фото на память.
Ход семинара-тренинга
Введение
Тема семинара-тренинга «Формирование педагогического коллектива»
Цели: сплочение педагогического коллектива, формирование толерантного поведения педагогов, позитивного отношения друг к другу, развития коммуникативных компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов и их предупреждения, настрой на позитивное и продуктивное сотрудничество
Эпиграф: СОБРАТЬСЯ ВМЕСТЕ – ЭТО НАЧАЛО.
ДЕРЖАТЬСЯ ВМЕСТЕ – ЭТО ПРОГРЕСС.
РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ – ЭТО УСПЕХ.
ГЕНРИ ФОРД
1. Приветствие с разных концов света.
Цель: приветствие, установление контакта между участниками, настрой на позитивную работу.
Инструкция: Участники объединяются в три группы: «американцы», «чукчи», «японцы». Каждый участник должен поприветствовать других «по-своему» : «американцы» - за руку, «чукчи» - носами, «японцы» - поклоном с руками перед грудью.
2. Упражнение ассоциации «Моё имя».
Цель: способствование самооценки педагогов, и креативности.
Инструкция: Необходимо записать свое имя в столбик и напротив каждой буквы вписать слово, которое начинается на нее и характеризует Вас с лучшей стороны.
Например: В – волевой
И – инициативный
К – креативный
Т – терпеливый
О – оригинальный
Р – решительный
1. По очереди зачитайте написанное.
2. Во время выполнения данного упражнения помните правило: «Не критиковать. Не комментировать. Не смеяться», даже если Вы считаете, что чьи-то слова не соответствуют действительности.
3. Упражнение ассоциации «Коллектив».
«Что значит для меня коллектив» (по одной фразе от каждого участника).
Каждой группе необходимо записать в столбик напротив каждой буквы слово – составляющее понятия «коллектив».
По очереди каждая группа зачитывает написанное.
Теория – обращение к раздаточным материалам.
И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
Педагогический коллектив имеет свои специфические особенности:
Полифункциональность
Современный педагог одновременно выполняет функции педагога – предметника, классного руководителя, руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных педагогов складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки училища: формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.
Самоуправляемость
Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления.
Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработанны формы контроля и самоконтроля.
Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности
Деятельность отдельных педагогов в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня училища, оценке качеств знаний учащихся. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.
Преимущественно женский состав
Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия.
Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на ученический коллектив.
4. Упражнение «Корабль».
Инструкция: Наше училище – это корабль. Чтобы корабль плыл верным курсом, необходима слаженная работа всех его частей, механизмов. Подумайте, какой частью или механизмом корабля мог бы быть каждый из Вас. Ведь цель у нас одна – прямо по курсу ЗЕМЛЯ.
Вывод: от работы каждого члена коллектива, зависит насколько правильно будет выбран курс нашего корабля.
5. Психологический климат + анализ анкетирования.
Что такое психологический климат коллектива?
Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.
Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным педагогам и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Результаты диагностической работы по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе».
Предлагаем ознакомиться с результатами проведенной диагностической работы. Какие выводы Вы для себя сделали?
Преподавание в своей массе профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональному выгоранию, – и всё это требует от самого учителя серьезного осознания того, что психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче учащимся и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений.
6. Упражнение «Портрет».
Это упражнение приглашает Вас взглянуть на себя со стороны, и тогда увидев себя в других, Вы быть может задумаетесь: «Что знаем мы о себе?», «О своей психологи?», «На сколько мы самостоятельны в своих суждениях, и как влияют на нас другие люди?»
Инструкция: Прошу пожалуйста, желающих, встать и подойти сюда, быстренько коллеги, пожалуйста поживей, нам нужно несколько человек, для нашего эксперимента, быстренько, быстренько. Вас проведут в помещение для испытуемых, в ту дверь пожалуйста. Сколько у нас добровольцев!
Начинаем эксперимент.
Прошу пожалуйста одного желающего, подойти сюда, а всех остальных внимательно наблюдать за ходом эксперимента.
Прошу Вас, посмотрите пожалуйста, на эту фотографию.
Дается установка: Перед Вами портрет очень опасного преступника, самалийского пирата, который руководил одной из 5 банд количеством около 1000 человек вооружённых боевиков из бывших военных. Опишите черты этого человека. Может быть сможете охарактеризовать его. Ваша задача заключается в том, чтобы Вы глядя на эту фотографию, дали психологическую характеристику этому человеку. Пожалуйста.
Что это за человек?
В чем проявляется. ?
Черты лица какие-нибудь обнаруживают эту особенность?
Холодное лицо у него?
А вот преступное начало, что в нем выдает в его лице?
Спасибо большое
Пригласите пожалуйста первого испытуемого. Прошу Вас здесь станьте. Взгляните пожалуйста на эту фотографию.
Дается установка: Перед Вами портрет ученого-исследователя-дальневосточника, который сделал много для исследования арктически морей на процессы глобального потепления. Опишите черты этого человека. Может быть сможете охарактеризовать его. Ваша задача заключается в том, что глядя на эту фотографию Вы дали психологический портрет этого человека.
Хорошее у него лицо?
Добрый он человек?
….
Следующего испытуемого пожалуйста.
…
Выводы: В ситуациях неопределенных, при нехватке информации, мы невольно находим то, что ждут от нас другие люди. В зависимости от установки, от слов экспериментатора, мы обнаруживаем черты и качества, которые обычно приписывают преступникам или ученым, мы видим то, что хотим увидеть. Психологическая установка – это неосознанная настроенность, готовность, что-то воспринять определенным образом, а мы считаем «это моё мнение», а если рядом есть мнение других людей, возникают конфликтные ситуации. Как решаем мы её? Как поступаем?
7. Конфликт:
Работа над понятием: теория, характеристики конфликтов.
Что такое конфликт?
• Конфликт – это результат реальных или предполагаемых разногласий, влияющих на поступки людей.
• Конфликтом также можно назвать проблемы, остающиеся нерешенными в течение длительного времени, и ведущие к несогласию.
• Конфликт существует тогда, когда одна или обе стороны не получают желаемого или требуемого, или активно преследуют свои собственные цели.
• Межгрупповой конфликт возникает тогда, когда члены одной группы считают, что права или интересы этой группы пренебрегаются членами другой группы или третьим лицом.
Характеристики конфликта
• Неизбежный – мы все проходим через конфликты, поскольку они – часть нашей жизни.
• Ни плохой, ни хороший – то, как мы разрешаем конфликт, может либо помочь, либо навредить нам.
• Прогрессирует, если сразу не улажен – развитие конфликта можно предсказать; если конфликт должным образом не уладить, то, начавшись с чего-то незначительного, он перерастет в нечто более глобальное.
• Требует энергии – для разрешения конфликта необходимы время, планирование, решение проблем и переговоры. Все это требует затрат времени и энергии.
• Порождает множество вопросов и противоречивых чувств – в конфликтной ситуации или ссоре часто рождается множество проблем и противоречивых чувств. Вспомните перечень чувств, который мы обсуждали при изучении эмоциональной сферы личности в первом модуле. Многие из них могут проявиться при возникновении конфликта или ссоры.
Примечание: Провести заранее интервью. Поставленный вопрос: Какие чувства я могу испытать, переживая конфликт на работе?
• Может быть созидательным или разрушительным – поскольку мы знаем, что конфликты неизбежны, а некоторые из упомянутых чувств могут проявиться на той или иной стадии развития конфликта, мы должны уметь правильно выражать эти чувства. Это называется созидательным разрешением конфликта. Если же мы реагируем на конфликтную ситуацию, основываясь на лишь собственных эмоциях и интересах, и при этом неуважительно относимся к другим людям, то речь идет о разрушительном решении конфликта. Такая реакция часто проводит к тому, что позже человек жалеет о том, что сделал и как поступил. Планирование и улаживание конфликта обычно приводят к его благоприятному разрешению и сохранению дружеских взаимоотношений в коллективе.
Анкетирование на конфликтность.
Оценка уровня конфликтности
Предлагаем каждому из вас оценить такое качество как конфликтность, что особенно влияет на взаимоотношения с коллегами, а значит и на климат коллектива. Раздаются бланки, читается инструкция (Приложение 1).
Какие выводы вы для себя сделали?
Просмотр мультфильма «Спички» с последующими комментариями.
Комментарии: Спички не смогли ужиться друг с другом в коробке, они вылезли оттуда и разделились на два лагеря. В одном оказались синие, а в другом зеленые, даже границу провели, но спор все не утихал, даже наоборот, он развивался все с новой и новой силой. Возле границы была выставлена вооруженная охрана для защиты территории…
Все спички горят абсолютно одинаково и не важно, какой цвет зажигательных головок у них. На протяжении всей картины спички олицетворяют людей, которые не могут прийти к единому соглашению. Грустно и смешно наблюдать за действиями спичек. Грустно – из-за столько бессмысленно потерянных жизней, а смешно из-за того, что в итоге со стороны все смотрелось очень глупо. Так как этого можно избежать.
Стратегии выхода из конфликта.
«Обзор способов разрешения конфликта»
Существует несколько стратегий, с помощью которых можно найти выход из конфликтной ситуации. У каждой из них есть свои преимущества. Сейчас мы сделаем краткий обзор материала.
Уклонение – игнорировать конфликт и ничего не делать.
Уклонение эффективно, когда:
• проблема небольшая и незначительная
• ситуация может разрешиться сама собой
• вам или другому человеку важно «сохранить лицо»
• время ограничено
Уклонение неэффективно, когда:
• проблема достаточно важна
• ситуация не разрешится сама собой и может ухудшиться, если ее
игнорировать
Пойти на уступку – дать человеку то, что он хочет.
Уступка эффективна, когда:
• взаимоотношения важны для выполнения поставленной задачи
• проблема тривиальна и несерьезна
• незначительные уступки дадут большие результаты
Уступка неэффективна, когда:
• ваши действия могут быть интерпретированы как неуважительные (как будто вы проявляете снисхождение)
• такая линия поведения даст другой стороне повод думать, что вы и впредь будете уступать
Компромисс – вы немного уступаете, вам тоже немного уступают.
Компромисс эффективен, когда:
• нет простого решения
• обе стороны заинтересованы в каких-то определенных деталях вопроса (разных для каждой из сторон)
• времени для решения проблемы путем творческого сотрудничества недостаточно
• ситуация не критична, а ее адекватное решение приемлемо для обеих сторон
Компромисс неэффективен, когда:
• в данной ситуации будет важно продемонстрировать, что вы умеете отстаивать свою позицию
• возможно хорошее решение
Обсуждение/решение проблемы – нахождение наиболее правильного решения, выгодного для обеих сторон.
Сотрудничество/решение проблемы эффективно, когда:
• и задача, и взаимоотношения очень важны для сторон
• есть время, информация и готовность к сотрудничеству
• чрезвычайно важен конечный результат
• стороны вполне доверяют друг другу
Сотрудничество/решение проблемы неэффективно, когда:
• нет времени, доверия и ресурсов
• вопрос не настолько важен, чтобы вкладывать в него время, энергию и ресурсы.
Закрепление: мультфильм «На мосту».
Просмотр мультфильма «Животные»
Ситуации – видео с последующим комментарием.
Просмотр видео-ролликов конфликтных ситуаций и работа в малых группах «Конфликт на работе»
Инструкция: Обратитесь к странице Конфликт на работе в раздаточном материале Приложение 2.
Подготовка
Объединить сотрудников в малые подгруппы. Выдать каждой из групп копию страницы Конфликт на работе.
1. Каждая группа должна будет обыграть определенную ситуацию.
2. У каждой группы будет 10 минут для того, чтобы:
А) Прочесть ситуацию.
Б) Решить, каким образом они продемонстрируют ситуацию всему коллективу, и какое решение конфликта они найдут.
В) Провести быструю репетицию.
3. Группы будут по очереди обыгрывать свои ситуации.
4. Другие группы должны оценить, насколько правильным было решение, найденное для данного конфликта.
Примечание: Заранее подготовьте карточки с ситуациями, и раздать их группам. Перемещаться от группы к группе, чтобы в случае необходимости помочь сотрудникам ответить на вопросы и выполнить задание в соответствии с инструкциями.
Ситуации
• Клиент вашей компании начинает кричать на вас и обвинять в невыполнении своей работы.
• Вы видите, как ваш сослуживец крадет деньги из кассового аппарата.
• Ваш сослуживец просит вас помочь ему, а потом сваливает всю работу на вас.
• Ваш непосредственный начальник приглашает вас к себе домой на чай.
• Вы получили хорошее предложение по работе в другой компании, и вы хотите уйти с этой работы.
• Компания, в которой вы работаете, платит вам меньше, чем было оговорено во время собеседования.
Подведение итогов
При необходимости давать комментарии, чтобы удостовериться, что каждая ситуация была должным образом решена. Объяснить, что существует множество путей разрешения конфликтов. Главная мысль состоит в том, что конфликт нельзя пускать на самотек. Его нужно решать, и решать профессионально.
Просмотр видео-ролика «Коты».
8. Упражнение «Комплимент» +Упражнение «Клубок»
Инструкция: Перекидываем одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит тому участнику, которому передал клубок:
«Ты мне нравишься…»,
«Почему?»,
«Потому что.».
Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше.
Песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка.
Вопрос: Что на Ваш взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает.
У нас в руках нить, которая всех нас связывает, она символ единства нашего коллектива.
– Потяните нить. (Все по-разному тянут нить) – ситуация напоминает известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Если каждый в коллективе будет делать, что хочет, не подчинятся законам коллектива, коллектив никогда не добьется успеха, не достигнет намеченной цели.
– Поднимите нить вверх. (Все одинаково поднимают нить) – только когда мы вместе делаем одно дело, дружно, слаженно, только когда мы ценим и уважаем друг друга, умеем видеть друг в друге хорошее, не обращая внимание на мелочи, мы – КОЛЛЕКТИВ!
Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.
9. Упражнение – терапия «Мозговой штурм».
10. Упражнение «Узелок».
11. Индийская мудрость: 14 заповедей Будды.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВРАГ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ОН САМ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ГЛУПОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЛОЖЬ.
САМОЕ БОЛЬШОЕ ПОРАЖЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ВЫСОКОМЕРИЕ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЕЧАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЗАВИСТЬ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ОШИБКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ПОТЕРЯТЬ САМОГО СЕБЯ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ВИНА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – НЕБЛАГОДАРНОСТЬ.
НАИБОЛЕЕ СТОЯЩЕЕ СОЧУВСТВИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – УНИЖЕНИЕ СВОЕГО ДОСТОИНСТВА.
НАИБОЛЕЕ СТОЯЩЕЕ УВЛЕЧЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ПОДНЯТЬСЯ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОТЕРЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ПОТЕРЯ НАДЕЖДЫ.
САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЗДОРОВЬЕ И УМ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ИСКРЕННОСТЬ.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ДАР В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ВЕЛИКОДУШИЕ.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИЗЪЯН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО НЕПОНИМАНИЕ.
САМОЕ БОЛЬШОЕ УТЕШЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ДОБРЫЕ СЛОВА.
12. Эпиграф.
13. Рефлексия: смайлы.
Что понравилось?
Что вызывало трудности?
Чему способствовало проведенное занятие?
14. Фото на память.
Приложение 1
Оценка уровня конфликтности
Инструкция: Выберете по одному ответу на каждый вопрос.
1. В комнате мастеров, в преподавательской начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) не принимаю участия;
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
В) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
А) нет;
Б) только если имею для этого всякие основания;
В) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с коллегами?
А) только если люди не обидчивые;
Б) лишь по принципиальным вопросам;
В) споры - моя стихия
4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?
А) возмущаюсь в душе;
Б) делаю замечание;
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. В столовой на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
Б) молча возьму солонку;
В) не удержусь от едких замечании и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
А) с возмущением посмотрю на обидчика;
Б) сухо сделаю замечание;
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях устрою скандал.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
А) промолчу;
Б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
В) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) постараюсь казаться равнодушным;
Б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
В) проигрыш надолго испортит настроение.
Обработка результатов:
При подсчете каждому ответу а - 4 балла, б - 2 балла, в - 0.
22-32 балла - тактичные миролюбивые личности, ловко уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуации на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. Иногда их называют приспособленцем.
12-20 балла - являются людьми конфликтными. Но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не унижаются до оскорблении. Все это вызывает уважение.
До 10 баллов – споры и конфликты являются «воздухом», без которого они не могут жить. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, то могут «съесть в живьем». Очень трудно приходиться тем, кто рядом с ними. Их несдержанность и грубость отталкивают людей. Им нужно постараться перебороть свой вздорный характер.
Приложение 2
КОНФЛИКТ НА РАБОТЕ
Подумайте вместе, каким образом можно решить предложенную вам конфликтную ситуацию. Ниже опишите рассматриваемую ситуацию, а также запишите, какую из изученных стратегий вы можете применить для ее решения. Запишите пошагово, как вы будете решать сложившийся конфликт.
Продумайте, как вы представите свою конфликтную ситуацию и ее решение всему коллективу. Перед выступлением проведите репетицию.