Елена Татаринова
Семинар-тренинг для педагогов и дошкольных работников «Ступени мудрости переживаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-тренинга : познакомить педагогов с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.
Ход занятия.
1. Упражнение «приветствие».
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: Привет, (имя, мне приятно тебе сказать…»
2. Упражнение «Застольная беседа».
Итак дорогие коллеги представьте себе, что вы находитесь в самом шикарном ресторане г. Барнаула (Ползуновь или Ресторан –Барнаул).
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов и дошкольных работников „Ступени мудрости переживаний“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
В этом ресторане приятная атмосфера, хорошая музыка, приятные люди, а самое главное у вас совершенно бесплатный лимит на неограниченную сумму, которую можно потратить только в этом ресторане. Я же являюсь старшим кельнером. Когда я подам сигнал: «Столик на двоих», вы будете должны найти себе пару того, кто стоит ближе всех к вам. Представиться друг другу и начать обсуждать тему: «Какую пищу я предпочитаю» (2мин)
Далее я подам сигнал: «Столик на четверых» и каждая пара должна объединиться с другой парой, представиться и перейти к обсуждению темы : «Чем я охотнее занимаюсь в свободное время» (4 мин).
Далее я подам сигнал: «Столик на восьмерых», все квартеты объединяются попарно, представляются и обсуждают тему: «Место, которое я обязательно хотел бы посетить (8 минут).
После знакомства и обсуждения всех тем я предлагаю вам коллеги обменяться впечатлениями (заняв свое место на стуле) :
-что я узнал о других членах группы?
- что было особенно интересным и неожиданным?
3. Упражнение: «Притча о волшебном кольце».
Эта притча о могущественном царе, властителе необозримых земель. Как то однажды почувствовал себя царь расстроенным. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним : «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастье оно радовало меня и поднимало настроение, а в радости, когда бы я не бросал на него свой взгляд, печалило». И стали мудрецы совещаться и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел иметь их властелин.
Вам предлагаю побывать в роли мудрецов и решить, какое же кольцо хотел иметь царь.
Вы должны продолжить эту фразу: И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «….»
Упражнение 4. «Таблица»
Не ситуация, а то, как мы на нее реагируем, определяет качество вашей жизни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена окружением или удачей, мы останемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы- знать, что если вы не можете контролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее.
Это упражнение я предлагаю оформить в домашней обстановке, так как оно требует много времени на решение и обдумывание.
Таблицу нужно будет заполнить в 3 колоннах.
Ситуации, которые вызывают у вас стрессовую реакцию. Ваши чувства в этот момент (досада, раздражение, безысходность, злость, вина, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность) и др. Как вы обычно выходите из подобной ситуации.
Далее проанализируйте фразу: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».
Упражнение 5. «Это классно».
Теперь уважаемые коллеги я попрошу вас встать в круг. Поочередно дин из участников должен выйти в центр круга и продолжить фразу: «Жизнь научила меня…», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным пальцем вверх и произносят: «Это классно»!
Обсуждение: какой из способов саморегуляции показался вам более интересным?
Теперь я бы хотела вас познакомить с некоторыми способами саморегуляции.
Термин – «Саморегуляция» подразумевает как управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемым путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Способы саморегуляции и самовоздействия:
- управление дыханием
1. Техника дыхания «Пушинка».
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
2. Техника дыхания «Шарик».
Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик также медленно и плавно пускается вниз. Вдох-шарик медленно поднимается вверх, выдох – мягко опускается вниз.
-управление расслаблением различных групп мышц
1. Упражнение «Волна расслабления».
Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.
-способы, связанные с воздействием слова;
1. Самоприказы.
Применяйте самоприказы, когда убеждены в том, что надо вести себя определённым образом, но испытываете трудности с выполнением:
«Разговаривать спокойно»!
«Молчать, молчать»!
«Не поддаваться на провокацию»!
2. Самопрограмирование.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «Именно сегодня» :
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания» и др.
3. Самоодобрение:
«Молодец»!
«Умница»!
«Здорово получилось»
- способы активизации ресурсного состояния:
1. упражнение «Поплавок».
Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, вы – поплавок - наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в совей жизни и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни, из них вы тоже выйдите победителем, непотопляемым поплавком.
6. Заключение. Свободный отчет.