Яна Костенко
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: педагог-психолог, воспитатели.
Цель тренинга: освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми.
Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас видеть на нашем занятии! Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и! Сегодня мы с вами поговорим об общении!
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ „Общение, Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Что такое общение?
Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.
Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное. Недаром, есть такая присказка:
«Два человека смотрят в лужу. Но один в луже видит звезды, отразившиеся в воде, а другой - видит только болото».
УПРАЖНЕНИЕ № 1
«Белка»
В помещении встают две команды, равные по количеству — друг напротив друга, произвольно.
Ведущий говорит:
«Прошу встать на правую сторону тех, кто любит эстрадную музыку, а на левую — тех, кто любит классику»
«Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит строгий, классический стиль в одежде, а на левую — тех, кто любит спортивный, свободный стиль»
«Прошу встать, как Вы стояли изначально»
Педагоги переходят на ту сторону, которая им подходит. Затем ведущий снова дает какое-либо задание, и те снова пересаживаются.
Ведущий:
«Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит стихи, а на левую — тех, кто любит прозу»
"Прошу встать на правую сторону тех, кто больше любит острую еду, а на левую — тех, кто любит сладенькое"
Давайте сделаем выводы:
Мы все разные. У нас разные вкусы и интересы. Но, мы не всегда внимательны к людям, которые нас окружают. Стоит задуматься! Нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная – кратчайший путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта.
И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов. Одни люди праворукие, другие – левши. У одних развито лучше левое полушарие головного мозга, у других – правое.
Визуалы,
Аудиалы,
Кинестеты.
Иногда такие люди в процессе общения, случайно, а иногда бывает и умышленно искажают информацию.
Упражнение «Марфуша»
Цель: Дать понять участникам, что им необходимо улучшать свои навыки общения и умения слушать.
Заведующий – воспитателю:
«Как бежит время! Завтра уже 8 Марта. С утра нас поздравит начальник управы, а потом спонсоры придут дарить детям воздушных змеев. Так что готовьтесь! Запускать их будем на лужайке. Если пойдет дождь, то запуска не будет. Пусть дети все разбирают по домам».
Воспитатель – ребенку:
«Завтра у нас будет большой праздник на лужайке. Придет начальник управы с воздушными змеями. Спонсоры будут их запускать в честь 8 Марта. А если пойдет дождь, запуска не будет, и вы сможете всех забрать себе домой».
Ребенок – маме:
«Мама, мы завтра в честь 8 Марта будем вместе со спонсором запускать начальника управы на воздушном змее. А если повезет и пойдет дождь, тогда они все придут к нам. Тогда и у тебя, мама, будет настоящий праздник!»
Ведущий:
Давайте сделаем выводы
Смешно? А на самом деле проблема-то серьезная!
Любой педагогический процесс – это акт общения.
Обучая и воспитывая, мы всегда стремимся, чтобы нас поняли.
Но всегда ли нас понимают именно так, как мы предполагаем?
Анализ упражнения
Была ли информация передана точно?
Почему информация искажалась?
Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации?
К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?
Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека.
Активным слушанием называют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса. Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.
Примером активного слушания является общение с ребенком. Его следует понять, распознать его переживания, выяснить проблемы, с которыми он пришел. Нередко активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает полезный совет, что можно делать дальше.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее понимания партнерами. Что же влияет на понимание сообщения,
Во-первых, форма и содержание общения зависят от личностных особенностей говорящего, от всей ситуации, в которой протекает общение.
Вторая особенность заключается в том, что само сообщение остается неизменным — оно изменяется под влиянием качеств личности слушающего,
Распространение информации про ходит через своеобразный фильтр «доверия — недоверия». Подобный фильтр иногда действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой.
Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель: Развить умение непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.
Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Зима К. В. Лукашевич»
Зима. К. В. Лукашевич.
Она явилась закутанной, белой, холодной. - Кто ты? – спросили дети. - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы. - Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети. - Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
Анализ упражнения
Насколько сложно было вам продолжать заданную ситуацию?
Люди контактируют между собой через общение. Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы.
Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам. Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении.
Заключительное слово психолога: Говорите так, чтобы вас услышали. Слушайте так, чтобы понять, о чем идет речь!
Релаксационное упражнение: Звучит мелодия - шум моря.
Закройте глаза. Удобно сядьте, положите руки на колени, ладонями вверх. Представьте себе берег моря. Сделайте глубокий выдох, медленный вдох.
Шумит морская волна, успокаивает и убаюкивает. Вы сидите на берегу моря, близко возле воды. Ноги касаются морской воды. Медленно делаете вдох, выдох. Ощущаете приятную прохладу воды. С каждым вдохом вода медленно входит в вас через ступни ног, поднимается вверх по телу до груди. Вашему телу приятно, спокойно. Вы чувствуете себя берегом моря. Вы растворились в песке и вас омывает вода. Вдох - прилив, выдох - отлив. Вам хорошо и приятно. Расслабьтесь, насладитесь полностью этим моментом. Сейчас есть только вы и море.
Рефлексия
Педагоги отвечают на вопросы :
1. Что больше всего запомнилось?
2. Что понравилось?
3. Что будете использовать в своей работе?
Благодарю, Вас мои коллеги за прекрасную работы!До новых встреч!